ВСЕГДА ЗНАЛА, ЧТО МНЕ НУЖНО РАБОТАТЬ С ЛЮДЬМИ

  • Лидеры социальных изменений
  • 29.01.2024

О том, как незрячие люди могут преодолевать житейские трудности и раскрывать таланты, находить свое место в жизни и быть счастливыми. Часть 2

Продолжение, начало см тут

В твоей истории мы остановились на музыкальном колледже. Что было дальше?

После года учебы в Курском музыкальном колледже я переехала в Москву. Многие родители долго и целенаправленно готовят детей к поступлению в МГУ. Но у меня было не так много времени на подготовку. Подготовилась, поступила на исторический факультет. Учеба давалась трудно, но было интересно. Я поняла тогда, что уровень моих знаний был очень низкий. А тут для меня открылась целая новая вселенная. И еще нужно было привыкать к огромному городу, включаться в жизнь. Ну, я в какой-то степени авантюрист. В хорошем смысле. Мне очень понравился этот студенческий период. По истечении лет могу смело сказать: обучение в Университете стало для меня поворотным моментом в жизни. Вторым таким моментом было рождение дочери. 

Почему ты выбрала исторический факультет?

Там учились мои знакомые. Изначально я думала поступать на филологический. Мне всегда была интересна русская литература, русский язык. Наивные подростковые мечты: стать учителем русского языка и литературы. Я тогда не до конца понимала, насколько непросто осилить высшее образование. Но и история всегда была мне интересна. В итоге решила поступать на истфак. Поступила с первого раза, и началась прекрасная пора обучения в Университете. С третьего курса ­– специализация. Я выбрала кафедру этнологии и этнографии. Прикладные задачи, полевая работа, общение мне гораздо ближе, чем теория.

Ездила в экспедиции?

Не пришлось. У меня был маленький ребенок. Нужно было успевать и в садик водить, и на кружки, и самой учиться. Параллельно я работала в колл-центре. Сначала оператором на телефоне, потом супервайзером. На все это уходило много сил, и далеко выезжать не получалось. Но дипломную работу я написала. Материал собирала в Москве, поближе к дому.

Тема моей дипломной работы –  влияние православных традиций на воспитание детей. Я общалась с воцерковленными православными людьми, хорошо знала православные приходы, беседовала со священниками.

Работа над дипломом была для меня погружением в особенный мир. Не то, чтобы совсем новый – я сама человек православный. Но это был мир, в который пропустят не каждого. Я изнутри всю эту жизнь увидела. Общалась, брала интервью, проводила анкетирование. Встретила многих замечательных людей, которые стали для меня жизненными ориентирами.

Ориентирами?

Когда-то в старину моряки ориентировались в море и находили верный путь по звездам. Есть люди, которые для меня те же звезды. Их много. Не только православные люди, но и педагоги в Университете, профессора. Люди, с которыми сводила судьба. Мои личные учителя. Мои талантливые друзья. Все они для меня – ориентиры. Это к вопросу о самореализации. Когда видишь, что по сравнению со многими ты просто ничего не сделал. И не имеешь права говорить, что ты что-то умеешь и что-то сделал. Понимаешь: лучше просто помолчать. И подумать.

А дальше?

Университет закончила. В это время уже открывался проект – музей «Прогулка в темноте». Я сразу прошла собеседование, мне было тогда 29 лет. Я выпустилась с красным дипломом, и была возможность поступить в аспирантуру и продолжать работать над дипломной темой. Но обучение далось мне очень тяжело, и морально, и физически. Дальше я себя в науке не видела. Всегда знала, что мне нужно работать с людьми. Всегда была общительным и эмпатичным человеком, со всеми легко находила общий язык. Ну и лидерские задатки, это еще в школе было понятно. Я была старостой в колледже, в Университете тоже занимала лидерские позиции. Интуитивно понимала, что нужно работать с людьми. А как именно – тогда еще не знала. Может быть, в школе. Может быть, еще где-то. И как раз открывался наш музей. Я попала сюда, прошла собеседование. Мы дождались, пока проект запустится, и вот уже восьмой год, с самого открытия, я работаю здесь.

Семь лет я проработала экскурсоводом, и знаю о музее всё.  Всё, что здесь было придумано и реализовано – в этом есть и мой вклад. Мы были первопроходцами и все отрабатывали на себе, потом включали в работу с гостями. Через год работы гидом руководители музея предложили мне стать наставником проекта. Я и сама экскурсии проводила, и помогала ребятам, посещала их экскурсии, давала бережную обратную связь. Работа не простая. За время работы гидом через меня прошло больше семи тысяч посетителей. Работая здесь, на больших потоках, я получила колоссальный опыт. Нужно иметь терпение. Семь лет – это очень много, так долго здесь больше никто не работал. Последние полгода я уже не провожу экскурсии. Моя должность – руководитель всего коллектива гидов. У меня их 13 человек. Я принимаю человека на работу, обучаю, включаю в процесс, контролирую, наставляю.

Мы обсуждали детский клуб, и ты привела случай, когда родители своим чрезмерно бережным отношением препятствовали развитию ребенка. А какой опыт ты вынесла из своей семьи как дочь?

Я была абсолютно счастливый ребенок. Меня никто ни в чем не ограничивал. Никто не акцентировал внимание на том, что я не вижу. Я всегда все делала на равных с другими. И по хозяйству, и в играх с ребятами. С родителями, с семьей мне очень повезло. Я часто была предоставлена самой себе, и это хорошо. Это очень важно. В любом случае каждый сам набивает свои шишки, и только так мы получаем жизненный опыт. А незрячим людям нужно набивать этих шишек еще больше. Чтобы осознать и принять. А то ведь можно быть слепым человеком и всю жизнь комплексовать. Не смиряться с тем, что ты не видишь. И в своей собственной голове создавать проблемы и себе, и окружающим. А можно прийти к пониманию: ну да, я не вижу. Но это же круто! И замечательно, что я всего-то навсего не вижу. Когда у тебя есть это понимание, ты можешь двигаться по жизни дальше, тебя не держит этот тягостный якорь. Для самореализации крайне важная вещь – принять тот факт, что ты не видишь. Не делать из него пожизненный источник страдания. Принял с благодарностью – и можешь идти дальше. А если ты этого не принимаешь, то вряд ли будет возможность какой-то самореализации.

Когда будешь работать с родителями в своем детском клубе – будешь ставить своих родителей в пример?

Я об этом не думала. Возможно. Даже не в пример ставить, а просто рассказывать, как было у меня. А там уж каждый для себя решит, будет ли это для него примером.

Ты говоришь, для самореализации очень важно принять, что ты не видишь. И чтобы родители на ограждали детей от жизни, чтобы позволяли ребенку самому набивать свои шишки. А что еще важно для родителей, если у них слепой ребенок?

Нужно приглашать их в такие места, как наш музей. Это как бы дополнительное погружение в мир, в котором живет твой ребенок. Конечно, до конца ты этого не поймешь. Ты же не слепой – как ты можешь понять слепого? Но хотя бы в самом грубом приближении. Побыть какое-то время в полной темноте. Почувствовать мир на слух и на ощупь. Познакомиться с азбукой Брайля. Таких проектов, как наш, много. Они позволяют погрузиться, сравнить, понять. Надо приглашать родителей, приглашать сотрудников, которые работают в школах для незрячих. Всех, кто так или иначе связан по работе с незрячими людьми. Это должна быть массовая работа. Просветительская. Не навязывать, а показывать. И еще наш проект – о том, что жизнь не кончается, если ты слепой. Наша основная задача – показать людям, что не видеть – это не тупик, не приговор, не конец жизни. Это то, с чем можно смириться и жить дальше. И достигать сумасшедших результатов. На стенах музея, перед входом в темноту – портреты выдающихся людей. Спортсменов, музыкантов, деятелей культуры. Там и великий Гомер. И Луи Брайль – ему принадлежит гениальное изобретение шрифта для слепых, которым сегодня пишут и читают во всем мире. Все эти люди были слепыми. Под портретами - краткие описания, чего они достигли в жизни.   Мы хотим, чтобы эти примеры вдохновляли родителей. Это помимо того, что они сами за 45 минут чуть-чуть как бы проживают жизнь слепого человека. И еще они поймут: ага! – здесь слепые ребята гидами работают. Значит, и моему ребенку не обязательно всю жизнь сидеть дома. Он может учиться, может путешествовать, может работать. Знакомство с музеем дает мощную поддержку, надежду и понимание того, что нужно просто помогать ребенку и правильно его направлять.

Юрий Пахомов

Продолжение см тут


Вернуться к списку новостей