ЖИВЕМ, А НЕ СТРАДАЕМ!
О том, как незрячие люди могут преодолевать житейские трудности и раскрывать таланты, находить свое место в жизни и быть счастливыми
Татьяне Касаткиной 37 лет. После окончания школы она перебралась из Самарской области в Москву, успешно поступила в МГУ. В студенческие годы работала оператором в колл-центре, затем в том же центре была супервайзером. После окончания Университета работала гидом в «Музее темноты», а ныне – руководитель проекта, наставник и руководитель группы гидов. Участвует программе развития и масштабирования музея. Любит путешествовать, воспитывает дочь. Таня – улыбчивый, легкий, общительный человек. С творческой жилкой, с огромным интересом к жизни и к людям. При этом – талантливый руководитель и настоящий лидер. Ее уважают коллеги и любят подопечные. К ней тянутся люди. Пообщавшись с ней, каждый уносит частичку внутреннего света. Таня занимается любимым делом, постоянно стремится больше знать и уметь в профессии и в жизни. Считает себя состоявшимся счастливым человеком. Просто ощущает себя такой. При этом Таня еще в детстве почти полностью утратила зрение. Таня, поговорим о самореализации. Что ты можешь сказать о себе? Я считаю себя достаточно реализованным человеком. Но не до конца. Море еще есть грандиозных планов, которые пока так и остаются планами. Но меня в моей жизни все устраивает. Я получила высшее образование. У меня хорошая работа, и не одна. Работая в музее и в ресторане «В темноте», я постоянно приобретаю новый профессиональный опыт и развиваю свои навыки. Прежде всего, навыки в работе с людьми. Знания, которые я приобрела в Университете, умноженные на мой личный опыт, я применяю на практике. Судя по результатам, довольно успешно. Но любому человеку всегда есть куда развиваться. Чтобы не топтаться на месте, планку себе нужно ставить все выше. И в профессии, и в жизни. Больше узнавать, решать более сложные задачи, больше вкладываться. Какие планы не исполнились? Назови ориентиры, до которых ты еще не добралась, но хотелось бы. Моя мечта - больше путешествовать по миру. К сожалению, делать это получается гораздо реже, чем хотелось бы. А в профессиональном плане – хочется приносить больше пользы. Чтобы были ощутимые результаты моих конкретных проектов. Чтобы я понимала: это сделала я, и это принесло такую-то пользу. Очень хотелось бы открыть клуб для детей с ограничениями по зрению. Еще хочется и дальше развивать наш проект музея и воплотить все, о чем мечтает наша команда. Сделать его еще разнообразнее и богаче, увеличить охват аудитории. У нас и сейчас поток довольно интенсивный, но… Расскажи сначала о детском клубе. Какой бы это был клуб, если бы твоя мечта сбылась? Клуб досуга для дошкольников. И для их родителей. Чтобы дети выходили оттуда подготовленными и к школе, и к дальнейшей полноценной и активной жизни. Чтобы могли с пониманием дела определиться с профессией и получить качественное образование. А еще важнее – готовить родителей к тому, как жить и строить отношения с незрячими детьми. Какими были бы основные направления подготовки детей к школе и к жизни? Мне видится так, что в клубе дети могли бы проходить через разные кружки - танцы, музыка, математика, театральный кружок, развитие памяти, развитие речи, занятия с психологом. Базовые направления для всестороннего развития детей. Как это поможет им, когда пойдут в школу? А со свободного творчества и начинается эта самая самореализация. Клуб – это про то, чтобы постепенно подводить детей к более самостоятельной и активной жизни. А то ведь незрячего ребенка частенько резко выдергивают из домашних тепличных условий и помещают в более сложную школьную среду. Особенно если это обычная школа, где сложнее создать инклюзию. Начинать нужно гораздо раньше. Тем более, что не все незрячие дети ходят в обычные детские садики. А адаптированных садиков не так много. Через творческий детский клуб можно было бы все это скомпенсировать… Скажу тебе неприятный факт. Проводились исследования и замеры уровня креативности детей перед поступлением в школу и после ее окончания. Выяснилось: школа убивает креативность. Оно и понятно. Учитель один, детей у него тридцать человек. И если каждый будет креативно себя проявлять… Как правило, в обычной школе не приветствуется креативность. Приветствуется послушание, дисциплина… Школы тоже бывают разные. И разные бывают образовательные программы. Обычная школа… Да, здесь я скорее соглашусь. Но я говорю немного о другом. С такой подготовкой, которую может дать детский клуб, незрячего ребенка легче включить в систему образования. В систему отношений, сильно отличающихся от отношений в семье. А может случиться и так, что он пойдет в особенную школу, где будут поддерживать и развивать творческие наклонности. Ребенок может пойти в обычную школу, может пойти в школу для слепых и слабовидящих детей, может пойти в школу для одаренных детей. Но некая база и подготовка будут, и ему в любом случае будет проще. Это мое мнение, и это моя мечта. А прецеденты таких детских клубов знаешь? Конечно. Есть много клубов для обычных детей, я сама водила своего ребенка в такой клуб. Есть православные детские клубы… Может быть, я бы даже инклюзивный клуб сделала, не только для слепых детей. Но в первую очередь все-таки для детей с нарушениями зрения. Потому что я сама в теме, и я могла бы на своем опыте рассказать, показать, объяснить, научить. Ты сказала, что клуб нужен также для просвещения родителей слепых детей. Очень нужен. Если человек просто родился незрячим, и у него нет сопутствующих заболеваний – это абсолютно нормальный человек, он может много пользы принести обществу. Просто он не видит. Но зачастую общество, и в первую очередь родители, самые близкие люди, не до конца это понимают. Многие думают: ну все, слепой – это приговор на всю жизнь. Чтобы сломать такие стереотипы, нужно в первую очередь работать с родителями. Был пример, когда девочка родилась незрячей – и родители ей даже ползать не давали. Держали все время на мягкой перине, и ребенок, будучи абсолютно здоровым, не научился даже нормально переворачиваться. Родители боялись, что она не видит, что ударится – и такие вот ошибки помешали ей развиваться, как развивается обычный ребенок. Многие вещи приходится объяснять на пальцах. И уровень доверия гораздо выше, когда не психолог рассказывает что-то почерпнутое из теории, а когда ты сам незрячий. Выходишь и рассказываешь о своем собственном опыте. Через это многое можно показать, рассказать, а главное – научить. Тогда и появляется доверие... А каким был твой личный опыт как выросшего в семье незрячего ребенка? Мне тридцать семь лет. У меня дочь, ей пятнадцать. Ребенок зрячий, мама и папа незрячие. Так что у меня есть и опыт воспитания ребенка. А сама я родилась в семье зрячих родителей. И брат у меня видит. Я родилась с плохим зрением. Но родители и близкие долго не понимали до конца, насколько плохо я вижу. Дети как дети, все бегают, все прыгают, все играют. У меня был такой диагноз, что знающие люди сразу бы поняли: зрение будет очень сильно падать, и в любом случае человек видеть не будет. Но родители с таким никогда не сталкивались. Сначала меня отдали в обычную школу в первый класс. Только к концу первого класса педагоги обнаружили, что со зрением у меня совсем плохо, и это сильно мешает мне учиться. Сначала меня пересаживали на первую парту. Потом предлагали включить поярче свет. Писали более крупными буквами. Старались приспособиться под меня. В конце концов, предложили отдать меня в специализированную школу. Я окончила самарскую школу для слепых и слабовидящих детей, проучившись там со 2-го по 12-й класс. Обучение на год дольше, поскольку много времени уходит на освоение шрифта Брайля. В Самаре очень хорошая школа, сильный педагогический состав. Там я приобрела жизненные навыки, адаптировалась. Проживание в школе-интернате было хорошим жизненным уроком. Далеко от родителей, сама за себя отвечаешь, домой приезжаешь только на выходные. Высокая степень ответственности у меня появилась рано, со второго класса. После окончания школы я поступила в Курский музыкальный колледж. Есть такие специализированные учебные заведения для незрячих. Музыкальные колледжи, массажные колледжи. У нас очень много незрячих музыкантов и массажистов. Я отучилась там один курс на дирижерско-хоровом отделении. Я понимала, что в любом случае буду получать высшее образование. Понимала и то, что музыка – это не та сфера, с которой я хотела бы связать всю свою жизнь. Убеждена, что в музыкальных училищах должны учиться музыкально одаренные люди. И не хотелось тратить четыре года жизни на получение среднего специального образования. Год в колледже нужен мне был просто как передышка на подумать. Юрий Пахомов Продолжение интервью см. по ссылке