В Москве впервые прошли соревнования по фигурному катанию для детей с ОВЗ
2 марта в СК “Арктика” прошли соревнования по фигурному катанию на призы олимпийской чемпионки Аделины Сотниковой для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Участие в соревнованиях принимали дети с расстройствами аутического спектра (РАС), умственной отсталостью и синдромом Дауна. Организатором выступила АНО “Хрустальные пазлы”. В Москве такое мероприятие проводилось впервые.
Атмосфера поддержки
Раздевалка № 13. Юные спортсмены готовятся к выходу на лед – волнение и суета. Алина Ахметова, основательница “Хрустальных пазлов” зачитывает списки выступающих.
Выступают первые конкурсанты. Родители плотно обступили прозрачные ограждения.
— Ваши дети сегодня принимают участие в соревнованиях не первый раз?
— Мы в Казани были, в Екатеринбурге были, теперь вот в Москве. Мы из Санкт-Петербурга.
— Гордитесь своими детьми?
— Конечно! Желаем удачи во всем, поддерживаем и их, и себя! Хлопаем обязательно, мы же команда!
Алена тоже из Санкт-Петербурга. Она сидит на скамейке у льда и внимательно следит за выступающими.
— Кого поддерживаешь здесь?
— Сестру Дашу. Она занимается фигурным катанием где-то лет с 6, сейчас ей уже 27.
— Гордишься сестрой?
— Очень! Она такая молодец!
Атмосфера поддержки повсюду. Переживают фигуристов не только родственники, но и соперники.
— Вставай, вставай, вставай, ну же! Фух…
И высокий парень Саша перекрестился.
— Я видела, как активно ты сегодня поддерживал одну из участниц. Что это за девушка?
— Аня. Я поддерживал ее, потому что поддерживаю всех фигуристов. Я за всех переживаю, не только за себя. Тренер говорит, не надо за всех переживать. Но я все переживаю за всех. Потому что любой может ошибиться при каком-то элементе (при выполнении элемента - прим.). Вот и я иногда ошибаюсь…
Серьезный настрой
Максим – сын основательницы “Хрустальных пазлов” Алины Ахметовой. В этом году ему исполнится 13 лет, 8 из которых мальчик занимается фигурным катанием. Сегодня он выступает в образе Джеймса Бонда.
— Волнуешься перед выступлением?
— Конечно, волнуюсь. Но после я уже наоборот радуюсь. Если, конечно, победил.
Максим настроен крайне серьезно.
— А других ребят поддерживаешь?
— Если только они из “Хрустальных пазлов”. За них очень сильно волнуюсь. Сейчас я волнуюсь за своего друга Федора. Жду не дождусь, когда он хорошо выступит.
— Изначально дети с аутизмом не знают, что такое конкуренция, – объясняет Алина, – Это чувство они впитывают в процессе тренировок. То, что Макс за своих болеет, а с другими конкурирует, круто. Потому что ребенок понимает, что такое социальное взаимодействие, что такое социальное равенство и неравенство. Это классно. Вчера Макс попросил приехать на вечернюю тренировку, чтобы поддержать свою группу, хотя у него уже была тренировка утром. Это высшее достижение.
Преодоление себя
Несколько участников катаются в перерыве в наушниках. Иван - один из таких спортсменов. Он занимается фигурным катанием в “Хрустальных пазлах” 5 лет. У него особое восприятие звуков.
— Ване тяжело от громких звуков, – рассказывает Полина, его мама, – Они его раздражают, могут вывести из себя. Поэтому на тренировках он обычно в наушниках. Они подавляют звуки, делают их немного тише, чтобы Ване было комфортнее. На лед, наверное, выйдет без них. Он старается преодолевать себя.
— Насколько тяжело тренироваться с таким восприятием звуков?
— (Человек) привыкает постепенно. В самый тяжелый период жизни нашего сына мы “приучали” его к звукам. Его нервировали сирены, детский плач. На небольшой промежуток времени ему включали эти звуки. Он слушал, терпел. Потом быстро выключали и успокаивали его. Постепенно мы увеличивали время, в течение которого Ваня может терпеть.
Ваня действительно снимает наушники перед выходом на лед. Он выступает под “Имперский марш”. Музыка звучит достаточно громко. Но аплодисменты - еще громче.
Забраться на вершину горы
— К таким детям нужен специальный подход, – рассказывает Седелкова Анна Анатольевна, советник по фигурному катанию Специальной Олимпиады России.
— Они не могут сразу воспроизвести то, что им показывают. Им приходится долго учить одни и те же движения, запоминать сложный порядок. Здесь работает та же система оценивания, что и в обычном фигурном катании. Спортсменов оценивают так же, но, может быть, более мягко. Для них освоить новый элемент – как забраться на вершину горы.
О беспристрастности подхода к оцениванию фигуристов говорит и одна из судей, Иорданян Марина Альбертовна.
— Мы стараемся судить по тем же критериям, что и спортсменов на обычных соревнованиях. Та же шкала судейских оценок. Цель всего судейства – оставаться беспристрастными и “с трезвой головой” оценивать любого спортсмена. Будь то спортсмен с особенностями развития или обычный человек.
Уровень подготовки у фигуристов просто волшебный. Наша судейская бригада - с многолетним стажем работы. Данный вид мы оцениваем первый раз. Уровень (подготовки) нас поразил. Люди действительно нацелены на то, чтобы качественно исполнить элементы, отразить все музыкальные оттенки, передать эмоции.
Дарить детям радость
История сотрудничества “Хрустальных пазлов” и олимпийской чемпионки по фигурному катанию Аделины Сотниковой началась летом 2023 года. Был конец сезона, Аделину пригласили провести мастер-класс и подарить подарки.
— С этого момента мы на связи. Здорово, когда у детей есть стимул. Дети с ограниченными возможностями – такие же дети. Хочется, чтобы они ни в чем не нуждались и понимали, что они абсолютно нормальные дети. Просто немножечко по-другому у них жизнь складывается.
Работа с особенными детьми – огромная ответственность, говорит фигуристка.
— Нужно отдаваться на миллион процентов. “Хрустальные пазлы” с этим справляются. Я планирую в дальнейшем сотрудничать (с секцией) и помогать ребятам. Будем думать, все это обсуждаемо.
— Как вы считаете, нужно ли продвигать направление адаптивных соревнований и для других видов спорта?
— Думаю, да. Дети занимаются разными видами спорта, не только фигурным катанием. Это такие же дети, как и другие. Они также хотят побеждать, также хотят соревноваться. Нужно собраться всеми силами с другими спортсменами и просто дарить детям радость.