Разговор с экспертом: приложения в социальном бизнесе
Приложения в социальном бизнесе – это неотъемлемая часть современного предпринимательства, предоставляющая бесчисленные возможности для развития и укрепления бизнеса. О важности таких приложений и своём опыте рассказал Роман Пушкарёв.
Изображение Сегодня, когда технологии проникают во все сферы жизни, создание и использование приложений становится неотъемлемой частью бизнеса. О своём опыте и своих разработках в этой области рассказал разработчик сайтов и мобильных приложений, основатель международной платформы для аудиогидов и аудиоквестов Qwixi Tour Роман Пушкарёв. Для чего социальным инициативам использовать приложения? Как это помогает в их развитии? Существуют сайты, мобильные приложения, разные другие инструменты развития проектов. Приложение для социальных инициатив – это, по сути, такой же инструмент развития, как и сайт. Плюс использования приложения состоит в том, что если пользователь уже установил его, то часто он его не удаляет и его легко найти. Я зашел на сайт, посмотрел его и могу туда никогда уже не вернуться, забыть. С приложением это проще. Даже создание учётной записи на сайте не обязывает туда возвращаться, а в приложении – создал учётную запись, залогинился и будешь уже туда заходить. Приложение удобно в плане создания какого-то сообщества. Сейчас появляются прогрессивные приложения, которые не нужно устанавливать на устройства. Нужно понимать, какие стоят цели и применительно этого нужно отслеживать, как приложение помогает. Если говорить про то, что делаем мы, у нас практически один способ – это только мобильное приложение. На платформе для аудиогидов по-другому не решить было задачу, которая перед нами стояла: дать возможность людям получить контент в офлайне, а сайт предполагает онлайн. Соответственно, в мобильном приложении можно скачать всё необходимое и получить это без интернета. Также в приложении можно пользоваться всякими фишками типа GPS т. д. Почему вы решили заниматься играми? Я давно интересуюсь играми – около 10 лет. Писал сценарии для сюжетных игр, коммуникативных, затем решил углубиться в аудиоигры, потому что занимаюсь аудиоконтентом. Что вас побудило создать проект для незрячих? Расскажите об этом проекте. В первую очередь, знакомство с музеем «Прогулка в темноте». В процессе общения с Элизабет, когда я работал над сайтом Soulcial, выяснилось, что я занимаюсь созданием аудиоигр. Так появилась идея создать игру для музея «Стражи дверей». Это совпало со временем ковида, когда музей нельзя было посещать физически. Потом в Риге я познакомился с активными незрячими ребятами и девушкой, которая занимается именно интеграцией незрячих людей в общество. Через это пришла идея создать игру. Это аудиоигры для всех, в которые могут играть в том числе и незрячие люди. С какими сложностями могут столкнуться авторы приложений для социальных инициатив? Чем эти проекты отличаются от коммерческих? Коммерческий проект – это бизнес, который развивается с целью заработка денег. Создание социального проекта – это о нарабатывании социального капитала, не о финансовом заработкк. Сложность заключается в том, что на каких-то этапах не хватает финансовых ресурсов. В проекте Qwixi мы многое предоставляем бесплатно: сама платформа, возможность создавать контент на ней. Достаточно много моментов, на которых мы не зарабатываем, соответственно, для нас сложность в том, что не хватает иногда ресурсов и приходится вкладывать свои средства в развитие. Но и это приносит определённый бенефит в том плане, что отношение людей и социума в целом к социальным проектам другое, чем к коммерческим. Это дает возможность участвовать в проектах, привлекать гранты. Чем можно привлечь внимание общественности/инвесторов/людей с ограниченными возможностями к созданию приложений для социальных инициатив? Инвесторов интересует зачастую возврат инвестиций и заработок на этом. Они мало интересуются социальными проектами – это моё субъективное мнение и мой опыт общения с потенциальными инвесторами. Если у тебя проект социальный, есть возможность пиариться бесплатно, получать публикации – и в этом есть плюс. Привлечь инвесторов можно, рассказывая о своем проекте, писать о нем – рано или поздно найдётся кто-то, кто увидит для себя какой-то интерес и точно об этом сообщит радио, телевидению и прочим СМИ. Я рассказываю о том, что мы делаем, рассказываю увлеченно, и люди интересуются, приходят к нам и участвуют в проектах, помогают. Так мы проводили несколько игр для людей с ограниченными возможностями. Какой опыт получает программист, работая с социальными проектами? Опыт практически такой же как и на других проектах. Разница в том, что, если работать с сайтом или с приложением, которое адаптировано под людей с проблемами зрения, нужно знать требования, предъявляемые программистам, и подстраиваться под них, вникать в эту ситуацию. Такая работа влияет на внутренний мир разработчика? На внутренние изменения наверняка влияет. На разработчиков, которые работают у меня, она влияет в положительном плане. Они начинают замечать, что есть люди с какими-то проблемами, и сами эмпатичными становятся. Как сегодня обстоят дела с технологиями в социальных инициативах? Какие вы видите препятствия в процессе внедрения? Если мы говорим про незрячих людей, есть поддержка и в гугле для андроидов и эпл, голосовые помощники, есть озвучка текстов. Достаточно много появляется технологий, которые облегчают жизнь людям с проблемами зрения. Это то, с чем я работаю, и то, что знаю. В целом, ситуация положительная. Препятствий в процессе внедрения не очень много: не везде прописаны гайдлайны (документ, в котором содержится набор правил по использованию цветов, логотипа, слогана, товарного знака, шрифтов и других составляющих фирменного стиля) что и как внедрять, не везде существует документация. С этим связаны определенные трудности, но любую информацию можно найти, внедрить. Иногда возникают проблемы с тестированием, потому что не на ком, а держать специально незрячего тестостировщика, который будет это проверять, накладно. Как социальному проекту и программисту найти друг друга? Так же, как и обычному проекту: по рекомендации или на сайтах linkedIn, hh.ua, upwork.com, StackOverflow Jobs, djinni.co, moikrug.ru, freelancer.com и многих других. Если это социальный проект, не значит, что разработчик будет работать бесплатно, – разработчик работает за деньги. Разницы между социальным проектом или коммерческим в плане оплаты труда программиста почти никогда нет, исходя из моего опыта. Кому бы вы посоветовали пойти в социальный проект? Как выбрать подходящий для себя? У меня никогда не было задачи пойти в социальный проект. Я всегда занимаюсь тем, что мне интересно: я начинаю делать проект, если потом он становится социальным – это прекрасно, но я не ставлю перед собой задачу сделать проект социальным. У меня появляется идея, она отзывается мне – я хочу этим заниматься и занимаюсь. Какие дальнейшие планы? Я планирую завершить демоверсию аудиоигры, найти финансирование для разработки всей полноценной игры, а это порядка 4х часов аудио. Была проделана большая работа и есть вероятность, что это будет первая игра такого формата на русском и на английском языках. Она выйдет в 2024 году. По туристическому проекту, который сейчас находится на стадии разработки, планируем дальше развиваться. Дополнить, сделать более доступным проект для незрячих людей. Мы взяли еще один сегмент – пожилые люди. Сейчас много пожилых людей путешествуют и мы делаем функционал для этого, навигацию: как найти музей, как добраться до него. Планируем также в этом году внедрять нейронные сети и искусственный интеллект в наши игры, а именно в персонажей, с которыми встречаются наши герои. Используем технологии для озвучки, несинтезированные голоса. Мы хотим больше использовать голосовые помощники, чтобы можно было играть в аудиоигру, озвучивая возможное дальнейшее развитие. Лидия Осник