Мы развенчиваем мифы о том, что дети с аутизмом не хотят общаться
Какую роль играет спорт в жизни детей с ментальными особенностями
Навыки общения важны для всех, и дети с ментальными расстройствами не исключение. Занятия в спортивной секции среди сверстников под руководством профессионального тренера - один из способов развить у ребенка навыки коммуникации, помочь ему социализироваться и стать более самостоятельным. Алина Ахметова, основатель секции адаптивного фигурного катания для детей с аутизмом “Хрустальные пазлы”, рассказала, почему так важно поверить в своего особенного ребенка и отдать его в спорт.
Не хотела для сына судьбы Кая из “Снежной королевы”
Я - профессиональный музыкант, моя жизнь всегда была связана с образованием детей. Наличие аутизма у моего собственного ребенка заставило меня искать новые пути для его развития. В нашем случае диагноз проявлялся в том, что у Максима не было вообще никакой потребности в общении со сверстниками. У него была повышенная тревожность, поэтому с ним невозможно было никуда пойти. В 3-4 года ребенок не подпускал к себе никого, кроме родителей и очень близкого круга родственников.
Я искала способы дать Максу возможность заниматься деятельностью, которая впоследствии позволит ему получать удовольствие от общения с другими людьми. Умение коммуницировать, дружить - главная ценность человека, которая отличает его от животных. Я не могла представить, что мой ребенок будет все время сидеть один и собирать свои пазлы, как Кай из “Снежной королевы”. Для меня было неприемлемо, что он не сможет пойти в школу, что у него не будет друзей, что он не сможет быть Человеком.
Сначала я хотела развивать сына с помощью музыки, потому что я в этом профессионал. Но у Макса обнаружилась лютая гиперчувствительность к звукам. Нам пришлось даже убрать музыкальный инструмент из дома, потому что ребенок начинал плакать просто при виде фортепиано. И тогда я начала искать возможности занятий спортом для детей с особенностями развития.
Как все началось
Физическая активность, как известно, развивает полушария мозга и способствует получению положительных эмоций. Когда Максиму было 4 года, мы попробовали пойти в обычную секцию по футболу. Мне сразу стало понятно, насколько мой ребенок отличается от сверстников. Если все дети по команде тренера бежали в одну сторону, то он бежал в другую. Если все дети слушали тренера внимательно, то Максим бормотал что-то на своей волне. Было очень больно и обидно от того, что твой ребенок не такой, как обычные дети. Мне захотелось это исправить.
В день пятилетия Макса я случайно увидела в одной социальной сети пост мамы, девочки с аутизмом. Она написала, что нашла тренера по фигурному катанию, который взял на себя смелость тренировать детей с аутизмом и сейчас набирает целую группу таких детей.
Такая смелость (и немножко даже “наглость”, в хорошем смысле) вдохновила и ободрила меня. Было очень любопытно. Я попросила разрешения прийти на занятие девочки с этим тренером. По иронии судьбы, они тренировались в ближайшем торговом центре от нашего дома, мне даже ехать никуда не пришлось. На занятии я увидела, что этот человек точно знает, как работать с детьми с аутизмом. Неделю спустя Макс приступил к тренировкам. С первого занятия ребенку удалось освоить 6-7 простых элементов фигурного катания. Ему стало понятно, что с этой девушкой (тренер Анита Шакирова) не забалуешь. Результат был виден сразу же. За год произошел прогресс по всем фронтам: физическое, психоэмоциональное развитие, но особенно - навыки коммуникации.
Вспомнив наше посещение футбольной секции, ту боль, которую я испытала, я посчитала просто преступлением не рассказать родителям, которые находятся со мной “в одной лодке”, что существует такая замечательная терапия. И мы с нашим тренером Анитой начали подумывать о создании секции по фигурному катанию. Мы начали заниматься в ноябре 2016 года, а 5 февраля 2018 года были организованы первые групповые тренировки. Я разместила всего 1 пост в одной тематической группе для родителей детей с аутизмом в соцсетях, а за ночь к нам прилетело целых 100 заявок. Через 10 дней 15 детей пришли к нам на первую групповую тренировку, а через день еще 15 - на вторую. Дальше началась череда трудностей и волшебства.
На сегодняшний день через “Хрустальные пазлы” прошло более 500 детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями. Мы работаем в формате инклюзии: типично развивающиеся (без особенностей ментального развития - прим.) братья и сестры детей с аутизмом также занимаются у нас. Мы разработали целую систему, которая позволяет им работать в своем темпе, а детям с особенностями - в своем. Когда дети с диагнозом приближаются по своему поведенческому и физическому состоянию к детям без особенностей развития, они начинают работать вместе и иногда даже превышают по способностям своих братьев и сестер.
Мотивация - двигатель прогресса
Спорт знакомит детей с такой вещью, как социальная успешность. Зачастую ребенок, который пришел к нам первый раз, в свои 5-6 лет уже знает, что он социально неуспешен. Ему об этом успели сообщить врачи, коррекционные педагоги, чиновники из ведомства по установлению инвалидности, и, конечно же, бабушки в автобусе, которые назвали его невоспитанным. Ребёнок знает и видит, как его стесняются его собственные родители и другие родственники.
Как правило, нежелательное поведение детей с аутизмом (например, самоагрессия или отказ выполнять задания) связано с тем, что ребенок просто не понимает, что от него хотят. Поэтому мы используем такие вещи, как визуальное расписание, визуальные подсказки, схемы элементов, нарисованные на льду специальными маркерами. Они дают маршрутизацию, видимую цель. Мы работаем над тем, чтобы ребенок ставил себе цели, задачи, достигал их, радовался этому и сознавал свою успешность.
Мы работаем с мотивацией детей. Она, безусловно, двигатель прогресса. Ребенок потом может полюбить занятия , научиться преодолевать себя, дружить с другими детьми, выступать на соревнованиях.
Занятия в секции - вызов для ребенка с аутизмом
Несмотря на то, что фигурное катание - сольный вид спорта, дети работают в группе. Арендовать лед под занятия одного ребёнка с тренером невозможно, потому что это чрезвычайно дорого. Поэтому в наших группах занимаются как минимум 10 человек под присмотром как минимум четырех тренеров. Для сравнения, в секциях для детей без особенностей развития на одного тренера приходится группа в 20-25 человек.
С того момента, как ребенок пришел на каток, он начинает коммуницировать с огромным количеством людей: администратор на ресепшн, другие дети, их родители в раздевалке, братья, сестры, сопровождающие, весь тренерский состав. У нас отработаны ритуалы приветствия, прощания, перехода с ледовой арены в зал на занятия по общей физической подготовке и так далее. Для детей с аутизмом это целый набор вызовов.
Мы всячески рекомендуем родителям поощрять самостоятельность ребенка. Мой собственный ребенок начинал с того, что в 5 лет не мог без мамы и шагу ступить. Сейчас он сам приезжает на тренировки и самостоятельно передвигается по всему городу на общественном транспорте. Это настоящая социальная жизнь, наполненная смыслами.
Мы стремимся к тому, чтобы дети как можно больше общались между собой. Поэтому регулярно организовываем праздники на льду. Например, Новый год или дни рождения детей. Ежегодно мы отправляемся на выездные сборы, организовываем соревнования. В прошлом году мы впервые попробовали формат летнего лагеря. Это очень “зашло” всем детям и их родителям. Мы развенчиваем мифы о том, что дети с аутизмом не нуждаются в социализации. Каждый человек жаждет общения, вопрос только в создании комфортной адаптивной среды. Если она грамотно создана, то у нас есть прекрасная возможность убедиться в том, что дети с аутизмом замечательно общаются как друг с другом, так и со всеми остальными.
Наши тренеры должны быть немножко психологами
Тренеры, работающие с детьми без особенностей развития, привыкли, что ребята сами хотят заниматься. Тренеры по адаптивному фигурному катанию должны быть готовы к тому, что на первых порах мы фактически “насильно” заставляем детей работать на льду и в зале. Потому что суть их диагноза - отсутствие мотивации к какой-либо продуктивной деятельности в принципе.
Российская тренерская школа, особенно по фигурному катанию, призвана “вычищать” человеческие эмоции, чтобы добиваться высоких результатов. Наши же тренеры должны быть достаточно эмпатичными. Конечно, они строгие и знают, что такое руководящий контроль. Но они должны понимать, что многие вещи, которые делает ребенок, он делает не потому, что балуется или намеренно хочет вывести тренера из себя, а потому, что у него есть проблемы со здоровьем. Поэтому наши тренеры в какой-то степени должны быть психологами.
Сейчас в нашей команде все тренеры - профессиональные фигуристы. Мы занимаемся постановкой программ, регулярно участвуем в соревнованиях. Ключевые качества, которыми должен обладать тренер нашей секции, это, в первую очередь, мотивация к занятиям с детьми с особенностями развития и огромный запас терпения. Критическое мышление, стрессоустойчивость, эмпатичность, постоянное желание обучаться - все это я ожидаю найти в тренере при приеме на работу.
Главный результат - улыбка на лице ребенка
Эмоциональное выгорание случается тогда, когда ожидание и реальность не совпадают. Когда ты знаешь, что ты классный тренер, который воспитал не один десяток настоящих спортсменов, а потом тебе предлагают работать с ребенком, который может плеваться, толкаться, громко кричать, валяться на полу и совершенно не понимать простейших инструкций. С этим не все готовы смириться. Поэтому при приеме на работу я объясняю кандидатом: “Друзья мои, сейчас вашим результатом будет являться то, что у ребенка появляется улыбка, когда ему говорят, что мы идем в “Хрустальные пазлы””.
За 5 лет работы секции у нас в команде не было ни одного тренера с родительским опытом воспитания ребёнка с особенностями развития. Честно говоря, я не хотела бы видеть в тренерском составе родителей детей с подобными диагнозами. Быть родителем особого ребёнка - колоссальный труд и постоянный стресс. Все это поглощает очень много ресурса, а мне бы хотелось, чтобы наши тренеры были для своих воспитанников и их родителей “глотком свежего воздуха”. Чтобы они, занимаясь с нашими детьми, могли выложиться на полную катушку, а потом уйти в свою жизнь, не связанную с аутизмом или другими проблемами здоровья.
Я регулярно провожу опросы, чтобы быть в курсе психоэмоционального состояния тренерского состава. Я спрашиваю: “Что является для вас критерием усталости?” И часто мне говорят: “Отсутствие эмоциональной обратной связи от ребенка”.
Увидеть ответную реакцию у ребенка с аутизмом бывает не просто. На первых тренировках, в лучшем случае, ребенок не будет громко “вопить”, а в худшем… Есть масса вариантов. Проявление негативных эмоций у ребенка с аутизмом не зависит от того, что тренер сделал что-то не так или ребёнку в принципе не нравится заниматься на льду. Причин множество: понизилось атмосферное давление, изменилась погода, наступил ретроградный Меркурий, маме сделали в сотый раз замечание по поводу нестандартного поведения ребёнка, и так далее. Вывести ребенка из себя может все, что угодно. Поэтому наши тренеры должны обладать огромным запасом спокойствия. Это не всегда найдешь у тренеров, которые работают с детьми без особенностей развития
Родители привыкают гордиться своими детьми
В первом сезоне работы секции мы поехали на выездные сборы. И я услышала забавные разговоры в раздевалке. Родители, которые только пару месяцев назад привели своего ребенка в секцию и задавали мне тревожные вопросы а-ля: “Мой ребенок не может надеть защитный шлем из-за сенсорной гиперчувствительности, он никогда не стоял на коньках. Сможет ли он выйти на лед? Он боится падать, сможет ли он в принципе заниматься?”. И вдруг я слышу краем уха, о чем они говорят в раздевалке спустя эти месяцы: “Мой-то сегодня ленился, недостаточно ногу тянул, не сделал такой-то элемент”. Они сами не заметили, как стали разговаривать о своих детях на совершенно другом уровне.
Главным показателем для нас было то, что родители иначе начали смотреть на своих детей. По настоянию родителей в первом сезоне мы открыли взрослую группу по фигурному катанию, и я сама встала на коньки. Вот тогда-то я поняла: “Боже, как это сложно, как же мне страшно”. Наверное, я испытала весь спектр эмоций, который испытывает ребенок с аутизмом. Уважение к своим детям, к их достижениям способствует вырабатыванию, как я часто говорю, привычки гордиться их успехами, даже самыми маленькими. Демонстрация талантов ребенка заставляет родителя начать искренне восхищаться им.
Нам не нужна жалость
Мы очень открытая для СМИ организация. Мы открыты для всех людей, которые действительно хотят, чтобы наше общество стало по-настоящему инклюзивным. Инклюзия, как и чистота, начинается с самого себя. Мне бы хотелось призвать родителей, воспитывающих детей с особенностями развития, больше рассказывать о любых достижениях своих детей, культивировать их успехи. Миссия нашей организации, моя собственная миссия, как и миссия любого родителя, который воспитывает ребенка с особенностями здоровья, это, в первую очередь, информирование общества о том, что нам нужна не жалость, а готовность помочь в создании условий для раскрытия талантов каждого ребёнка. Дать возможность общаться ребенку с аутизмом со своими сверстниками можно любым, даже самым оригинальным способом. Например, привести его в секцию фигурного катания “Хрустальные пазлы”.