КАК НЕ СКУКОЖИТЬСЯ ПОД НАТИСКОМ ТЕХНОЛОГИЙ?
Система образования в эпоху искусственного интеллекта
Изображение
На протяжении последних двух лет мы наблюдаем проникновение во все сферы жизни «умных нейросетей». Эти сервисы умеют многое из того, что прежде считалось прерогативой человека. Вплоть до написания дипломных работ и научных статей. Что происходит при этом с детьми, с молодежью? Чем должны ответить на вызовы искусственного интеллекта школа и ВУЗ? Ниже - фрагмент обсуждения, прошедшего в рамках ежегодной конференции СберУниверситета «Больше, чем обучение».
Александр Аузан, декан экономического факультета МГУ: Молодое поколение сильно меняется под воздействием того, что происходит. Мы исследовали это еще до пандемийного скачка в технологиях. Могу твердо сказать: у молодых людей есть два отличия. Первое: вы даже не представляете, насколько скукожена их собственная память. Память вынесена на внешние устройства. Внутреннее оперирование смыслами – это огромная проблема для новых поколений. Но у них есть и преимущество: они, подобно Юлию Цезарю, способны делать несколько дел одновременно. Правда, был у меня и такой диалог. Я говорю студенту: Вот вы сейчас одновременно гуглите, общаетесь в соцсетях и якобы слушаете мою лекцию. А он мне: Да, но мы как утка. Утка? Да, утка. Она ходит, летает и плавает. И все три дела делает плохо.
Что делать людям, чтобы вписаться в мир вездесущего AI и сохранить в себе людей? Во-первых, развивать память. Потому что память и основанные на ней интеллектуальные функции угасают. А как развивать? Приведу аналог из первой промышленной революции в Англии. Повсеместное внедрение машин грозило тем, что избавленный от физического труда человек начнет хиреть, деградировать и постепенно уйдет со сцены истории. И именно тогда были изобретены футбол и бокс! Возникли и стали массовыми игры, которые позволили сохранить здоровье и человеческий облик. И сейчас нам нужно нечто подобное.
И еще. Все наше традиционное образование заточено на левополушарную деятельность, на развитие способности логически рассуждать, вычислять, раскладывать по полочкам. На этом пути мы уже проиграли AI по всем направлениям. А между тем в системе образования мы продолжаем учить алгоритмам. Хотя все, что алгоритмизируемо, AI делает быстрее и лучше нас. Он делает не только финансовую аналитику, но даже психоанализ в его стандартных методиках. Я подозреваю, что и в науке люди в значительной мере будут вытеснены там, где требуются формулы, модели и расчеты. Не будут они вытеснены лишь на поле интуиции.
Интуиция – это основа способности выдвигать гипотезы, без которой нет науки. Еще Кант сказал: сформулировать новый вопрос гораздо труднее, чем найти ответ на него. Думаю, в науке люди будут смещаться в царство интуиции и реализовывать свою силу в формулировании неожиданных гипотез.
В 2017 году на конгрессе сравнительного экономического развития был сделан удивительный доклад. Оказалось, что в прибрежных провинциях Китая, которые и сотворили экономический скачок, то самое знаменитое китайское чудо, еще в древности был введен гражданский экзамен по Конфуцию. Претенденты на чиновные должности должны были владеть каллиграфией, стихосложением и изобразительным искусством. И это дало отсроченный эффект уже в наше время. Поэтому мы сейчас в МГУ учим студентов-экономистов писать стихи и играть сценки. Это при том, что они у нас очень математизированы.
Я благодарен Сберу за то, что назвал свою нейросеть именем Кандинский. Василий Кандинский, приват-доцент кафедры политической экономии Московского Императорского Университета, отказался защищать докторскую. Объяснил ректору, что сейчас все его силы посвящены другому труду: написанию книги «Линия и точка» о художественном творчестве. Интуиция, возможности правого полушария – вот точка опоры и ориентир, следование которому позволит нам не скукоживаться под натиском AI, а развивать себя в другом направлении!
Мария Ситковская, руководитель Университета креативных профессий: Александр поставил вопрос, который редко обсуждается – о том, как страдает функция человеческой памяти в связи с использованием накопителей. Но есть еще одна ключевая функция – креативность. Как уберечь, поддержать и развить функцию креативности? Замеры на входе детей в систему образования показывают: они потрясающе креативны, с показателем 85%! А на выходе, после школы – показатель снижается в 2,5 раза. Мы теряем креативность детей в процессе образования. Как этому противостоять?
Мы 20 лет работаем в креативном образовании, открыли 10 школ дизайна, компьютерных игр, кино и анимации. В 2023 году к нам впервые пришли студенты, которые реально родились с айфоном в руках – айфон появился в 2007 году. Способность фантазировать у них снизилась кратно! Потому что вокруг теперь сплошное видео. А видео – это вторичный контент, уже переработанный чьей-то фантазией. Я работаю в школе кино и отвечаю за то, чтобы картинка у ребят получалась внятная, выразительная, достоверная. Но при этом я думаю, что первая и главная наша задача как родителей и педагогов – с раннего детства приобщать детей к чтению. И если ребенок ну никак не читает – давать ему слушать аудиокниги. Потому что именно через речь проявляется первичная способность ребенка придумать и вообразить мир, который он никогда не видел.
Любознательность, способность реконструировать миры через фантазию – важнейшая вещь. А сегодня мы потребляем слишком много видеоконтента, уже переработанного чужой фантазией. Фантазия – неотъемлемая часть творческих способностей.
Люди уже поддались соблазну и отдали AI вычислительные задачи, принятие решений на основе алгоритмов и данных. Меня тревожит желание отдать машине самое важное, почти богоподобное, приближающее человека к Творцу – творчество художника. И я хочу сказать: у тех, кто занимается креативом, этого желания и соблазна нет! Мне кажется, в образовании важно сделать две вещи.
Во-первых, обучать креативным навыкам будущих специалистов всех профессий. Креативный модуль должен быть встроен в любой образовательный курс. У нас студенты даже на подготовительном отделении занимаются креативными метанавыками. Например, есть задание прожить день как бы не в своем теле. Придумать образ совсем другого человека. Другой эпохи, другого вероисповедания. И, подобно актеру, прожить день в этом образе. Мы не можем предвидеть, когда человеку пригодится этот опыт, это умение чувствовать иначе. Но пригодится обязательно.
Во-вторых, человек отличается от AI тем, что мы не только думаем, но и слышим, видим, осязаем, обоняем. Мы воспринимаем мир в широком спектре красок. Важно быть внимательным к этим краскам. Мне кажется, этот опыт тоже сильно развивает креативность. И, конечно же, нельзя больше экспортировать наших писателей-фантастов в Китай. Нужно самим развивать нашу фантастику, наш AI и нашу национальную экономику.
Теперь что касается изображений, генерируемых нейронками. Когда я смотрю на создаваемые AI картинки, образы и миры – да, это красиво. Но эмоционально не трогает. Сильно все-таки отличается то, что создано человеком или человеком вместе с нейросетью – и то, что создано нейросетью. Я думаю, что со временем это изменится. Все-таки мы выросли в мире, где не было AI, и наша насмотренность сформировалась на базе того, что создавалось человеком. Через 20-30 лет вырастет поколение, чувственный опыт и насмотренность которого будет формироваться на другом материале. Вкусы поколений меняются быстро. Мне трудно воспринимать корейскую анимацию, не возникает эмоционального отклика. Но ребята 12—13 лет искренне сочувствуют тому, что происходит на экране. Думаю, уже через поколение сформируется другой чувственный опыт, и люди будут легко подключаться к произведениями AI.
Герман Греф, председатель Правления Сбера: У меня восьмилетний ребенок, и мы старались ограничивать его в компьютерных играх и в общении с компьютером. В последнее время он поселился в Майнкрафте. Сначала я отнесся к этому настороженно. Но сейчас смотрю, какие миры он строит! Каких животных придумывает! Более того – использует Кандинского. Надиктует ему – и тот рисует такое, что взрослому просто в голову не придет. Нарисуй гибрид животного и мороженого! Несчастный Кандинский что-то ему выдает. А он – это не то, еще давай! И еще, и еще. А потом кричит: Ура!!! Копирует изображение и переносит его в свои искусственные миры. А мы наблюдаем все это и видим: потрясающе развивается креативность!
Мария Ситковская: Мои дети тоже играют в Майнкрафт. Да, через это они развивают свою фантазию и создают то, чего не было. В AI-технологиях резко сократилась дистанция между тем, что ты придумал и тем, что сможешь воплотить и увидеть. Ты воплощаешь замысел моментально, и это стимулирует воображение, любопытство, познание. Главное в образовании – сохранить любопытство и радость познания!