Читай и вдохновляйся: подборка произведений о миссии настоящих учителей
Книги об истинных педагогах-наставниках, которые считали, что образования заслуживает каждый
«Если вы владеете знанием, дайте другим зажечь от него свои светильники» – проповедовал английский историк-богослов Томас Фуллер еще в XVII веке. Эта краткая, но емкая фраза остается актуальной и в наше время – эпоху информации и познания. Представьте, как бы мы жили, если бы каждый обладающий знанием не прятал его, словно Скрудж Макдак золотые монеты, а стремился поделиться им с окружающими… Нарисуем образ учителя из такого мира: как думаете, какими качествами он должен обладать? Трудолюбием, готовностью обучать желающих и делиться своими размышлениями? Да, но только ли это? Эти качества пригодятся в условиях, обычных для современного мегаполиса. А вот для более суровых жизненных испытаний такого набора будет мало. Потребуются сострадание и милосердие, умение увидеть мир глазами другого, профессиональная и человеческая стойкость, открытость новому, вера в своих учеников, а главное – убеждение в том, что каждый человек вне зависимости от его характера, возможностей и материального положения достоин получить образование. Чтобы вы представили себе этот образ более четко и, может быть, даже вдохновились им, мы составили подборку произведений, главные герои которых – Педагоги с большой буквы: это люди, поставившие обучение других выше собственных желаний и потребностей. Итак, начнем. Первое произведение, о котором пойдет речь, — это довольно известный рассказ писателя Валентина Распутина «Уроки французского». Он повествует о мальчике, переехавшем в районный центр, чтобы продолжить обучение. Денег из дома ему присылают мало: настолько, что даже на необходимое для лечения молоко их не хватает. Герой пытается решить проблему с помощью игр со старшеклассниками на деньги. Узнав об этом, его учительница французского языка, Лидия Михайловна, решает помочь ученику, но мальчик отказывается от ужинов в ее доме. Тогда Лидия начинает играть с ним в “замеряшки” на деньги, чтобы помочь материально. Об этом узнает директор, и учительницу увольняют. Однако воспоминания о ней остаются уроками добра в душе мальчика на всю жизнь. Многие проходили этот рассказ в средней школе, в пятом или шестом классе. К сожалению, во время чтения этого произведения в 11-12 лет мы не можем понять всю глубину поступка Лидии Михайловны. Однако при его анализе в более зрелом возрасте становится виден героизм учительницы: ее желание помочь своему ученику оказалось сильнее боязни наказания. Можно сказать, что помощь в виде игры в «замеряшки» на деньги – не обучение, но так ли это? Лидия Михайловна научила мальчика гораздо более важным вещам, чем французский язык – она показала ему пример человечности и участливости, который герой запомнил на всю жизнь. Это ли не истинное образование? Не менее интересна и история создания произведения. Обратимся к ней и узнаем несколько фактов: Перейдем к следующему произведению о Педагоге с большой буквы. Это «Педагогическая поэма» Антона Макаренко. Книга тоже автобиографична: Макаренко действительно прошел весь тот путь, который описал в «Поэме». Величие его педагогического опыта доказывают следующие факты: Что же такого в «Педагогической поэме»? На самом деле эта книга куда лучше любых фактов показывает подвиг автора. В ней Макаренко просто и честно рассказывает о своем становлении как педагога. В 1920-х годах его отправляют основывать колонию для малолетних правонарушителей. Весь его коллектив – это он сам, две воспитательницы и завхоз. С первыми воспитанниками – шестью несовершеннолетними ворами – он проходит долгий и трудный педагогический путь: учится не просто работать учителем, а быть наставником детей из неблагополучных семей, чтобы направлять воспитанников на верный путь. Затем колония расширяется, и Макаренко задумывается о масштабной трудовой деятельности. Он организовывает настоящий рабочий коллектив. В этом ему помогают уже преданные ему первые воспитанники. В итоге педагогу удается сделать из ребят достойных граждан Советского Союза – личностей, готовых к труду и развитию. Немаловажной составляющей воспитания колонии стал идеологический момент – переписка с Максимом Горьким, в честь которого назвали колонию. Каждое письмо писателя заставляло ребят гордиться своим «учебным заведением» и придавало им сил на новые трудовые подвиги. «Поэма» повествует о сильном характере истинного учителя, который не боится тяжелых физических условий, не сдается, столкнувшись с трудностями даже в лице изначально не считающих его авторитетом беспризорников, и, твердо веря в то, что обучить можно каждого, строит собственную систему образования без опоры на уже существующую (так как она в его случае бесполезна). Антона Макаренко не зря называют одним из людей, определивших способ педагогического мышления. Он видел перед собой цель – обучать тех, кого ему доверили, – и шел к ней. На его пути было множество препятствий, но вера в то, что каждый достоин образования, позволили автору «Педагогической поэмы» преодолеть все и стать всемирно известным учителем. О миссии педагогов говорится и в рассказе Андрея Платонова «Песчаная учительница». Героиня рассказа Мария Никифоровна совершает педагогический, а вместе с тем и человеческий подвиг: выбирает обучение жителей пустыни вместо личного счастья. Она приезжает преподавать в село на границе со среднеазиатской пустыней и пытается обучать детей так, как это делают учителя в городах. Однако песчаные бураны вынуждают ее пересмотреть подход к образованию: героиня понимает, что нужно обучать людей тому, что пригодится им в жизни, поэтому спустя некоторое время она начинает рассказывать о том, как жить в пустыне. Это приносит результат – в школу ходят даже взрослые, а село преображается. Через три года случается несчастье: село разоряют кочевники. Марию Никифоровну вызывают в управление с предложением переехать работать в другой населенный пункт – как раз к кочевникам, чтобы обучить и их жизни в суровых условиях. Героиня понимает, что, если отправится туда, то похоронит свою молодость в пустыне, а личной жизни у нее не будет. Но, вспомнив кочевников, разоривших село, и рассуждения их вождя о потребности в выживании, она соглашается. В истории создания «Песчаной учительницы» тоже есть интересный факт: прототип главной героини – невеста Платонова Мария Александровна Кашинцева. Будучи совсем молодой, девушка переехала в село Верхнее Волошино под Воронежем, чтобы участвовать в программе по ликвидации безграмотности. Прочувствовать сложность педагогической работы помогает повесть Чингиза Айтматова «Первый учитель». Неизвестно, были ли у героев реальные прототипы, но из истории создания произведения мы знаем, что Айтматов считал, что литература должна касаться актуальной проблематики. К тому же, Чингиз Торекулович – выходец из киргизского аула, то есть человек, выросший в условиях, описанных в повести. Благодаря этому «Первого учителя» так же, как и предыдущие произведения, можно назвать реалистической книгой. «Первый учитель» показывает, насколько предан своему делу должен быть педагог. Образование для него должно стоять на первом месте, а отсутствие возможностей — побуждать не сдаваться, а находить их. Мы надеемся, что эта подборка вдохновит вас поделиться своими знаниями с окружающими людьми. Пусть каждый из наших читателей хотя бы немножко приблизится к образу человека из идеального образовательного мира – наставника, готового помогать всем желающим узнавать новое и открывать в себе и других все новые и новые возможности. Любой из нас творит благо уже тем, что кого-то учит. И именно поэтому становиться в процессе своей жизни мудрым человеком, каким и является наставник, нужно каждому, ведь все мы — учителя друг для друга! Екатерина Кувшинова
Эти факты говорят о том, что настоящие педагоги – человечные и великодушные – действительно существуют. И ведь правда, ученикам может быть хорошо только с мудрым и понимающим учителем.
Марию Никифоровну можно назвать настоящим наставником, так как она не только смогла подобрать нужную образовательную программу, подходящую именно ее ученикам, но и не отказалась от своей миссии в угоду собственным желаниям. Это характеризует ее и как целеустремленного человека, и как понимающего педагога, ведь ученики лучше запоминают то, что пригодится им в жизни, а не правила русского языка и теоремы по геометрии. На ее примере мы видим, что учитель – это не просто лектор, а помощник и спасатель, четко осознающий, что нужно именно его ученикам.
В произведении мысль о предназначении преподавателя не просто читается между строк, она высказана устами главного героя – учителя Дюйшена: «Это мой долг, моя работа». Интересно, что Дюйшен и сам не особо грамотен, что не раз подчеркивается в повести, однако доктор философии и уважаемый научный сотрудник Алтынай рассказывает именно о его заслуге в своем образовании. По ее словам, учитель сам построил школу-землянку и обучал детей из аула всему, что знал сам, твердо верил во вседоступность образования и ставил его выше всего остального. Один из ярких моментов, показывающих отношение Дюйшена к профессии, — это его возвращение после вступления в партию. Лошадь героя задрали волки, он сам едва спасся, но тем не менее наутро он идет в школу преподавать – все потому, что обещал ученикам вернуться к этому дню.