“Благодаря глухим людям я перестала стесняться”

  • Инклюзия
  • 29.01.2024

Слабослышащая блогерша рассказала об общении на языке жестов

Фото из личного архива Катерины Черевко


Катерина Черевко стала слабослышащей из-за осложнений после болезни, которую перенесла в раннем детстве. Девушка ходила в обычную школу, носила слуховые аппараты, и поэтому начала учить язык жестов только в 15 лет. Катерина поняла, что хочет попробовать общаться с глухими людьми, потому что из-за проблем со слухом обладает несовершенной речью и испытывает трудности в общении со слышащими людьми. Девушка признается, что изучение жестового языка в среде глухих людей помогло ей побороть стеснение. Сейчас девушка ведет свой блог в TikTok и у нее широкий круг общения.


Мы поговорили с Катериной и узнали, с какими проблемами сталкиваются слабослышащие и глухие люди в повседневной жизни и как изучение языка жестов помогло девушке принять себя такой, какая она есть.


“Благодаря глухим людям я перестала стесняться”


Сейчас я уже семь лет общаюсь на жестовом языке и очень хорошо его знаю, так как много общаюсь с глухими людьми. Все благодаря тому, что я попала в их мир. Мне кажется, что с ними общаться легче. Когда я общаюсь со слышащими, у меня бывают трудности: я очень много переспрашиваю, так как не все слышу с первого раза. Бывало, что я плакала: “Почему меня никто не понимает?”


С глухими мне легче. Благодаря глухим людям я перестала стесняться. Я знаю, что у меня плохая речь, и раньше старалась очень тихо говорить. Но потом я увидела, что у глухих нет комплексов, они вообще не стесняются, когда просят кофе, например. И я начала общаться со всеми.


“Легко было только тогда, когда я учила алфавит”


Я ходила в садик для глухих детей и знала несколько жестов: мама, работа… Потом бабушка отправила меня в обычную школу, и я попала в мир слышащих людей. Тогда я забыла все жесты, которые знала, так как у меня вообще не было друзей-глухих и мне не с кем было практиковаться. 


Однажды мне попался альбом с фотографиями из детского сада, и я решила найти этих людей. Решила узнать, каково это - общаться с людьми, похожими на меня. Я связалась с одной девушкой через интернет, встретилась с ней и с ее друзьями. Они общались на языке жестов, и я ничего не понимала. Тогда я решила выучить жестовый язык. Новые знакомые согласились мне в этом помочь. Я думала, это будет легко. Но легко было только тогда, когда я учила алфавит и цифры. Дальше все оказалось сложнее. Когда я пыталась общаться жестами с глухими ребятами, они смеялись, так как я делала ошибки. 


“В каждом городе свой жестовый язык”


Когда я только начала учить жестовый язык, я думала, что один жест - это одно слово. Но оказалось, что это не так. Например, у жеста, который обозначает слово “симпатичный”, есть несколько значений. Это еще и “милый”, “красивый”, “прекрасный”. В одном жесте - несколько слов. 


Когда я приехала в Москву, я узнала, что в каждом городе есть свой жест. В Кемерове меня все прекрасно понимали. А москвички мне сказали, что я показываю не те жесты. Оказывается, в каждом городе свой жестовый язык. Сейчас я уже выучила московские жесты. А раньше меня здесь просто не понимали.


Иногда жесты просто придумывают. Например, для обозначения прозвища. Меня не Катей называют, а просто показывают вот такой жест (похожий на движение ползущего червяка, по аналогии с фамилией героини Черевко, - прим.). 


“Я хотел с тобой общаться, но ты была такой молчаливой”


В школе было трудно, особенно сложно мне было с русским языком. За диктанты у меня всегда стояли тройки и двойки. Я не понимала то, что диктует учитель, старалась читать слова по губам. Но это не всегда удавалась, так как учитель перемещался по классу в процессе диктовки. А я как слышу, так и пишу. Например, говорят “паштет”, а я пишу “планшет”. Потому что слова похожи по звучанию. И стихотворения я всегда рассказывала только после урока. До 6 класса я все время молчала, почти ни с кем не разговаривала. Я стеснялась, потому что была единственной, кто носил слуховые аппараты.


В колледже я тоже была единственной в группе, кто носил слуховые аппараты. Но таких проблем с общением и с учебой у меня уже не было. К тому моменту я начала общаться с глухими людьми, перестала стесняться и не боялась говорить преподавателям о своей проблеме. Я их переспрашивала, объясняла, что плохо слышу и поэтому не могу писать конспекты, просила давать мне вместо этого учебники. Мне шли навстречу.


Недавно я была в Кемерове (в родном городе, - прим.) и случайно встретила мальчика, который раньше мне очень нравился. Но, так как я все время молчала, мы не общались. Он мне сказал: “Я видел тебя в ТикТоке, ты хорошо разговариваешь. Почему молчала в школе? Я хотел с тобой общаться, но ты была такой молчаливой”.


Почему слуховые аппараты не решают проблему полностью?


Потому что аппараты не передают настоящего звука из жизни. Все совсем по-другому. Очень много шумов. Когда я нахожусь в людном месте, например, в группе из нескольких человек, то слышу каждого человека одновременно. Мне нужно, чтобы говорил только один человек и делал это, обращаясь прямо ко мне. Иначе я путаюсь.


Недавно я захотела поесть блинов и стояла за ними в очереди. Было очень шумно. Когда я начала делать заказ, одна женщина тронула меня за плечо: “Девочка, меня не слышно? Я вам пять раз сказала, что сейчас моя очередь”.


Я растерялась, потому что действительно не слышала, как она мне это говорила. Я извинилась и сказала, что не слышала. Она не поверила. Тогда я показала ей свои аппараты. Она просто промолчала. Было неприятно, но такое случается.


С какими еще проблемами сталкиваются люди с нарушением слуха в повседневной жизни?


Я не могу отвечать на неизвестные номера, потому что ничего не пойму из разговора. Когда я делаю онлайн-заказ, то пишу в комментариях для курьера, чтобы мне не звонили, так как я плохо слышу. Но все всегда все равно звонят. Существуют слуховые аппараты с функцией Bluetooth, чтобы можно было отвечать на входящие звонки. Но у меня, к сожалению, таких нет.


Я посещаю различные лекции и занятия. Формат таких мероприятий подразумевает, что куратор выступает со сцены. Я пытаюсь слушать внимательно, но мне все равно непонятно из-за шума вокруг. Не хватает сурдопереводчика.


Могут ли глухие почувствовать музыку?


Я не могу жить без музыки, она мотивирует двигаться дальше. Но я слушаю ее только в наушниках и на полной громкости, иначе мне ничего не слышно. Но у меня есть друзья-глухие, которые вообще не носят аппараты. Они танцоры. Они чувствуют вибрации громкой музыки. Чувствуют такт и танцуют.


Всероссийское общество глухих пригласило меня петь на сцене жестовые песни. Потому что я понимаю слова, так как ношу слуховые аппараты. 


Пение на языке жестов - это передача смысла песни с помощью жестов, которые переводчик показывает в такт звучащей музыке.



Фото из личного архива Катерины Черевко


Я мечтаю попасть на сцену к популярному музыканту в качестве сурдопереводчика, чтобы петь руками. Правда, для этого надо хорошо слышать. Но я заметила, что у слышащих сурдопереводчиков как будто нет эмоций. А жестовые песни надо петь со смыслом. У слабослышащих и глухих, когда они поют руками, эмоции есть. 


Катерина ведет блог в TikTok, где рассказывает о жизни со слуховым аппаратом и поет песни на языке жестов. Говорит, что люди делятся с ней своими историями и мотивируют ее продолжать снимать видео.


Мне часто пишут слабослышащие люди: “Хорошо что я тебя нашла, я думала что я такая одна”. Я отвечаю: “У меня была такая же история, как у тебя, ты не одна”. Мне нравится, что я мотивирую людей. Иногда я думаю забросить блог. Но меня отговаривают: “Не надо! Ты заставила меня быть открытой, убрать волосы и показать свои аппараты”.


Полина Попова


Вернуться к списку новостей