Виртуальная реальность: панацея или новые угрозы

  • Инклюзия
  • 18.12.2023

Одни называют виртуальную реальность технологией возможностей, другие – угрозой реальности. С одной стороны, её применение способно улучшить многие сферы жизни, с другой – сопутствующие этому риски настораживают. Не смотря на предубеждение относительно технологии и светлые надежды, с ней связанные, виртуальная реальность стремительно развивается и заполняет все большее количество отраслей – к чему это приведет покажет время.

Пытливые умы всегда находятся в поиске ответов на вопросы о различных явлениях природы, о себе, времени, добре и зле. Их сердца требуют перемен: именно они совершили кругосветное путешествие, открыли законы природы, изобрели антибиотики, построили небоскрёбы и полетели в космос. Сегодня человек намерен изменить окружающий мир при помощи виртуальной реальности – будет ли он лучше или хуже, зависит от тех, кто и как использует эту технологию.

 Под виртуальной реальностью (virtual reality) понимают создание подобия окружающего мира в цифровом формате при помощи технических средств через осязание, зрение, слух и обоняние.

Первую разработку в этой области представил Мортон Хейлиг (Morton Heilig) – в 1955 году он описал аппарат, способный повторять чувства. В 1961 году производитель электроники Philco Corporation создает шлем виртуальной реальности Headsight. В 1962 году Хейлиг патентует виртуальный симулятор «Сенсораму» (Sensorama).

В 1970-х годах военный инженер Томас Фернесс (Thomas Furness) проектирует создание компьютерной модели кабины самолета для ВВС США. В 1985 году на базе его разработок в NASA создают систему VIEW (Virtual Interface Environment Workstation) – тренажёр для обучения летчиков-истребителей.

В 1982 году для работы с виртуальной реальностью производитель компьютерных игр Atari открывает лабораторию, которая становится отправной точкой для многих изобретателей, включая разработчиков устройства ввода для взаимодействия человека и компьютера перчаток DataGlove и цветного видеошлема EyePhone.

Термин «виртуальная реальность» появился в 1987 году – так технологию назвал учёный в области визуализации данных и биометрии Джарон Ланье (Jaron Lanier). В этом же году мир увидел какой она может быть, благодаря научно-фантастическому сериалу «Звёздный путь» (Star Trek).

В 2012 году, после презентации прототипа очков виртуальной реальности Oculus Rift, $250 тыс. на их создание были собраны за 15 минут. В 2015 году первая партия изделий была раскуплена за 14 минут.

Сегодня, хотя эксперты из разных областей уверяют, что технология находится даже не на пике своего развития и популярности, уже можно выделить области её потенциального применения.

Так, прямые трансляции матчей, олимпиад, спортивных мероприятий с использованием виртуальной реальности обеспечат зрителю эффект присутствия из любого уголка планеты.

Использование технологии в рамках образовательного процесса позволяет учащимся увидеть воочию изучаемый материал, понять абстрактные законы физики и химии, посетить музеи, исторические конструкции, другие города. Крупнейшие музеи мира, включая Британский, Лувр, Национальный музей Финляндии, музеи России, национальный музей в Нюрнберге диджитализируют выставки и экспозиции. С использованием виртуальной реальности большее число людей сможет увидеть шедевры мирового искусства.

В медицине технологию применяют для обучения персонала, лечения и реабилитации пациентов. На базе технологии создают тренажёры и симуляторы для операций, планируют её ход, созывают консилиум.

В 2016 году в Королевской больнице Лондона прошла первая в мире операции по удалению опухоли у 70-летнего пациента с применением виртуальной реальности. При помощи приложения и шлема хирурги консультировались с коллегами, а студенты-медики смотрели операцию в прямом эфире.

При помощи виртуальной реальности военные создают условия и действия, максимально приближенные к боевым. С 2021 году ВВС США использует технологию для практики предотвращения самоубийств – одной из основных причин смерти военнослужащих.

Виртуальная реальность в развлечениях стирает все границы и позволяет воплощать самые фантастические идеи. Кинематограф, помимо яркости кадра обогащается трюками, которые в реальной жизни невозможны без травм каскадеров.

Туризм с применением виртуальной реальности позволяет путешественникам посетить места и достопримечательности, которые им недоступны – безопасно и не воздействуя на окружающую среду. Skylights, Вritish Airways, Air France и Garuda Indonesia – неполный перечень использующих технологию авиакомпаний. С 2018 года японская First Airlines предлагает виртуальные туры.

Во время пандемии они пользовались большим спросом.

Применение виртуальной реальности в машиностроении экономит время и средства в процессе дизайна, создания трехмерных моделей и оборудования, на стадии проектирования и проверки изделия, при его тестировании. Использование технологии для обучения сотрудников минимизирует количество производственных травм.

В 1999 году в автомобильной компании Форд рассказали, что использование виртуальной реальности в проектировании позволило сэкономить $40 млн., количество травм на производстве снизилось на 70%, а эргономические проблемы – на 90%.

Виртуальная реальность в строительстве позволяет сотрудникам работать над проектами из разных уголков земли. Визуализация инженерных данных для создания прототипов объектов и проектов дорог упрощает согласование и привлечение инвесторов, снижает время на работу и затраты на производство.

С помощью виртуальной реальности стараются улучшить качество жизни людей с ограниченными возможностями в социальной сфере. Она призвана решить многие проблемы – от выстраивания социальных отношений до «прогулок» по самым труднодоступным уголкам планеты.

Благодаря технологии, пожилые люди, инвалиды и дети могут принимать участие в различных событиях, концертах, лекциях, семинарах, выставках и спортивных мероприятиях.

Нахождение в специальном виртуальном пространстве научит детей с расстройством аутистического спектра переходить дорогу и подскажет поведение в реальных жизненных ситуациях.

Первый российский социальный проект на базе виртуальной реальности VRability создаёт инвалидам специальный контент для реабилитации.

Проходя курсы и тренинги с использованием технологии, волонтёры видят мир так, как его видят люди с ограниченными возможностями. Виртуальная реальность способна «вылечить» посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), депрессию и тревогу. 

В сфере недвижимости дома для продажи и аренды можно посмотреть при помощи виртуальной реальности, что не утомляет людей с ограниченными возможностями, поскольку не требует физического присутствия.

Технология виртуальной реальности становится популярной, но это не снижает риски, связанные с её использованием: воздействие на психическое и физиологическое состоянии, утечку данных и финансовые затраты.

Так, пользователи подтверждают киберкинетоз – состояние, по симптоматике схожее с морской болезнью. «Отдельные люди могут также испытывать сильное головокружение, эпилепсию или потерю сознания под воздействием определенных световых импульсов», – говорится в описании Oculus Rift.

Виртуальную реальность связывают с ухудшением долговременной памяти и зрения, снижением ловкости рук, нагрузке на нервную систему и вестибулярный аппарат. По словам психологов, мышление пользователей трансформируется, происходит подмена понятий, развивается зависимость.

Используя гарнитуру для погружения в виртуальную реальность есть вероятность получить травму. У игроков, потерявших связь с реальным временем, зафиксированы случаи обезвоживания. В 2017 году в Москве скончался мужчина – будучи в специальных очках он споткнулся о стеклянный стол и получил порезы, несовместимые с жизнью.

Личные данные могут быть украдены и использованы в злонамеренных целяхполучив доступ к биометрическим параметрам, злоумышленник выдаст себя за реального человека.

Относительно материальной составляющей – не у каждого есть финансовая возможность приобрести современное оборудование для виртуальной реальности и доступ к технологии.

Так, виртуальная реальность может стать инструментом, который в добрых руках принесёт пользу. В свою очередь, неосторожное использование технологии может существенно навредить человеку.

Лидия Осник


Вернуться к списку новостей