Зато мы делаем ракеты и покоряем Енисей. А что с образованием?
Мнение педагогов о российской системе образования
Изображение
Система образования в России — одна из самых обсуждаемых тем на общественных форумах, в социальных сетях и просто беседах в семейном кругу. Каковы плюсы и минусы современного подхода к образованию в нашей стране? Существует ли идеальный формат обучения? Как можно решить проблемы образования в России? На эти и некоторые другие вопросы ответили педагоги школ и высших учебных заведений, с которыми пообщалась наша редакция.
Представляем вам наших гостей:
- Сидоренко Марина Александровна, преподаватель английского языка (преподавала в прошлом в РХТУ им. Менделеева, сейчас репетитор)
- Иванова Елена Владимировна (прим. ред. имя преподавателя изменено), преподаватель русского языка и литературы из московской школы
- Матюхина Ольга Викторовна, доцент кафедры информатики и прикладной математики РАНХиГС
- Нарзуллаева Фарангис Фарходовна, педагог «Умскул» и преподаватель РАНХиГС по литературе
- Соловьев Сергей Анатольевич, заведующий кафедрой естественных наук гимназии им. Е.М. Примакова, учитель физики и математики с тридцатилетним стажем
Марина Сидоренко: Та, которая была до введения ЕГЭ, — выпускные экзамены из школы по всем предметам и профильные испытания для поступления в вуз. Такая система очень эффективна: даже на данный момент в России одна из лучших образовательных программ. Приведу пример из личного опыта. Когда я была в Лондоне и общалась с местным жителем, у нас зашел разговор об астрономии. Я начала рассуждать о созвездиях и рассказывать ему о них. Потом примерно так же обсудили что-то из биологии. В конце нашего общения он удивленно поинтересовался: «А ты случайно не профессор?». Я спросила, почему он так решил, и получила ответ: «Ты столько всего знаешь, это невероятно». А все, что я рассказывала ему, входит в рамки нашей обычной школьной программы. И это на самом деле круто — иметь возможность разбираться во многих областях и знать не только «что», но и «как», «почему так происходит» и «зачем»!
Елена Иванова: Трудно сказать в двух словах. Нужно пробовать, искать. Главное, чтобы государство было по-настоящему заинтересовано в повышении качества образования. Без фикции и профанации.
Ольга Матюхина: Традиционная, с небольшими элементами рационалистической: система со строгим предметным делением, предполагающая большую теоретическую базу (просто учить на память) и включающая в себя освоение небольшого количества практических навыков.
Фарангис Нарзуллаева: Для меня идеальная модель – это та, в которой ученикам интересно, и они вовлечены в процесс образования — когда ребята сами могут прийти на урок и что-то рассказать. Это система, в которой, по моему мнению, есть толк. Так происходит, например, в моей вебинарной деятельности: я стараюсь проводить уроки так, чтобы ученик включался в урок в игровой форме. Вовлечение учеников в образовательный процесс – это история, когда ученики сами рассказывают о предмете и пытаются объяснить материал, а также участвуют в проработке темы и ее изучении. То есть не я, как преподаватель, все раскладываю по полочкам, а ученики сами исследуют и изучают.
Также я учитываю особенности поколения, которое сейчас растет. Нужно понимать, что образование должно постоянно меняться: нельзя преподавать одинаково миллениалам и зуммерам — это совершенно разные люди с разными взглядами и особенностями поведения и восприятия. У них по-разному работают память и мышление, поэтому нужно подстраиваться: учитывать эти особенности в разработке концепции программы и уроков. Благодаря этому пониманию у меня так успешны занятия: ребята занимаются по материалам с изменениями, в которых учитываются их особенности. Главное отличие зуммеров и поколения альфа, которое сейчас растет, от предыдущих заключается в том, что они любят участвовать в процессе и самостоятельно что-то делать, исследовать и изучать. Также чем проще объяснение, тем лучше для этих поколений. Раньше ребята могли понимать какие-то сложные процессы, теории, рассказанные сложным языком. Сейчас нужны примеры, визуализация, геймификация, и тогда ученики понимают тему лучше.
Сергей Соловьев: Учитель — федеральный служащий со всеми вытекающими. Школы — государственные федерального подчинения и частные (управляются попечителями). В государственных школах единая программа, единые учебники и единые требования. В этой системе необходимы федеральные образовательные центры профильного содержания (область, регион). А вот «гимназия», «лицей» и прочее — убрать. Итогом образования должен быть единый экзамен (ЕГЭ) для всех форм, который будет мостиком к высшему образованию.
Как Вы считаете, каковы главные проблемы образования в России? Где их истоки?
Марина Сидоренко: Отсутствие мотивации учителей из-за гнета со стороны администрации школ и родителей, а также из-за низкой зарплаты. Педагога воспринимают как прислугу, поэтому я считаю, что это проблема скорее социальная. Учитель — один из важнейших людей на этапе становления личности, он — наставник. А сейчас у многих такое мнение, что преподаватель — это бесправный слуга. Причем это мнение идет от родителей, поэтому и нет уважения со стороны учеников. Если родители говорят: «У нас училка невменяемая какая-то», то и дети так станут относиться.
Исток этой проблемы с восприятием — в ценностных ориентирах семей. После распада СССР в стране была разруха, все перевернулось, культура и образование отошли на десятый (даже не второй!) план и стали немодными. В пример для подражания превратились «братки»: их сила, невежество и деньги. Учителя с его мизерной зарплатой стали воспринимать как обслуживающий персонал. Я думаю так. Сейчас время уже другое, но как минимум 2-3 поколения выросли с такими установками.
Елена Иванова: Каждое последующее поколение все больше теряет навык учиться. И это, к сожалению, поощряется. Кому-то это удобно, выгодно. На мой взгляд, нет цитадели зла, которую можно было бы победить. Необходимы комплексные меры, подход с разных сторон и, возможно, даже привлечение разных общественных сфер. Это тяжелая управленческая работа.
Ольга Матюхина: Главная проблема — это то, что в школе в старших классах натаскивают на ЕГЭ. Ученики в результате знают 3-4 дисциплины, а потом уже в вузе не хотят и не могут качественно изучать некоторые дисциплины. Также присутствуют проблемы с мотивацией.
Все это происходит из-за того, что министерство школьного образования и министерство высшей школы живут каждый своей жизнью и не знают проблем друг друга. Школа не хочет слушать, что предлагает вуз, не знает проблем вуза, связанных с школьными знаниями. Студенты, поступая в высшую школу, хорошо учатся только по тем дисциплинам, которые сдавались на ЕГЭ, по остальным начинают плавать. Причина этого в том, что в школе натаскивают только на профильные дисциплины, а остальные учат кое-как: только чтобы получить аттестат.
Фарангис Нарзуллаева: Мне кажется, что главная проблема в том, что некоторые преподаватели живут по советской методике, которая не может быть применима сегодня. Причем это касается не только школ, но и вузов. Из-за такого подхода у детей пропадает интерес и желание учиться, а пользы от изучения предмета становится меньше. Поэтому мне кажется, что истоки проблем заключаются в том, что образование не модернизировалось и не подстроилось под сегодняшнюю реальность.
Сергей Соловьев: Отсутствие работающего(!) ФГОС. Нужна одна программа, один учебник, а то, что сейчас — это фальшивка. Еще одна проблема современной школы в России — наличие в школе случайных людей. Сейчас статус и роль учителя самые низкие за последние 30 лет. Не должны учить детей инженеры, технологи, экономисты и энтузиасты. Учитель, как и врач, — это специалист!
Как, по Вашему мнению, можно их решить?
Марина Сидоренко: Дать педагогу больше свободы для творчества, повысить зарплаты и реабилитировать представителей профессии в глазах общества. Родители обязаны понять, что это не учитель должен детям, а ученики должны уважать преподавателя. Чтобы не было, как сейчас: ребенок получил двойку, а в глазах родителей виноват учитель.
Также нужно начать внедрение гуманной педагогики в школьное образование: это система, в которой педагог играет роль наставника и помогает ученикам раскрыть их таланты и найти свое призвание. Для этого учитель должен искренне хотеть сотрудничать с ребенком и не ломать его волю, а также мотивировать его учиться, понимая при этом, что движет каждым учеником индивидуально.
Елена Иванова: Каждый должен начать с себя. Нужно работать самостоятельно, и тогда мы сможем что-то изменить. Тогда спустя некоторое время колесо образования опять двинется вперед.
Ольга Матюхина: Школа не должна делить дисциплины на «нужные» и «ненужные»: изучать на хорошем уровне необходимо все предметы.
Фарангис Нарзуллаева: Нужно провести определенные реформы в образовании. Например, многие спорят насчет ЕГЭ: насколько это хорошая и нужная система. В обществе очень много стереотипов о том, что ЕГЭ – это бессмысленные тесты, многие говорят, что экзамен сводит детей с ума и что такой формат ужасен. Но если честно, я не вижу ничего плохого в ЕГЭ: на мой взгляд, это потрясающий экзамен, который позволяет на равных условиях разным людям поступать в топовые вузы страны. ЕГЭ – это определенная лестница, которая многое решает в жизни человека: сдав этот экзамен на максимальные баллы, можно переехать жить в другой крупный город и изменить свою жизнь. В моей практике это происходит каждый год. Ребята сдают ЕГЭ на высокие баллы, переезжают из маленьких городов и сел в Москву, Санкт-Петербург или другие крупные города, расширяют круг знакомств и открывают для себя новые возможности. И естественно их жизнь меняется в лучшую сторону.
Конечно же, все равно главное то, как выстроена система — можно модернизировать и ЕГЭ: убрать какие-то задания, сделать экзамен более кристальным и чистым. Есть вещи, которые в экзамене можно улучшить, но я считаю, что его не нужно отменять. Также мне кажется, что можно посмотреть на западные школы и поискать там хорошие кейсы. Или же можно модернизировать нашу систему образования под сегодняшнее поколение. Например, возможно привлечение искусственного интеллекта, потому что нынешним ученикам нравится использовать в своей работе технологии. Это один из аспектов, который может помочь сделать образование современным.
Сергей Соловьев: Вернуть образование специалистам! Выгнать менеджеров, блогеров и чиновников. Перестать делать деньги на образовании. Должно быть так, что директор — учитель, завуч — учитель и т.д. Необходимо вернуть педагогическим вузам изначальное назначение — специалитет.
Что могут сделать сами педагоги для того, чтобы качество образования в России повысилось?
Марина Сидоренко: К сожалению, на данный момент преподаватель не имеет возможности повлиять на что-то, так как вынужден действовать в рамках строгих правил. Это связывает руки и мешает образовательному процессу.
Елена Иванова: Настоящие педагоги ДЕЛАЮТ. Учат так, как надо, несмотря ни на что и ни на кого. Но таких становится меньше: нет ресурсов, чтобы продолжать.
Ольга Матюхина: Педагог в школе зажат и часто равнодушен к ученику. Есть опыт, когда ученик все время по-настоящему спал на занятии (не притворялся), учителя не били тревогу, а в итоге оказалось, что ребенок болен. Такого не должно быть — нужно искоренять равнодушие.
Фарангис Нарзуллаева: Педагогам в первую очередь, как мне кажется, нужно заниматься психологией. Необходимо узнавать, как работает мышление современных детей и подростков, так как, обладая этими знаниями, педагог сможет найти инструменты для качественного обучения. Как минимум, он сможет найти контакт с современной молодежью. Он начнет понимать, как работают процессы в сознании молодого поколения, и будет способен услышать ребят и грамотно донести свое мнение и свою позицию.
Сейчас мы живем в эпоху осознанных людей, которые пытаются разобраться в себе, понять многое в жизни. И мне кажется, если педагог изучает психологию современной молодежи, он становится намного ближе к ученикам. Такой преподаватель может доходчиво объяснять какие-то вещи, понимать ученика, не осуждать его, как-то лояльно относиться к его действиям, словам, поступкам и находить ко всему ключик. Современный преподаватель – это не просто человек, который раскрывает дисциплину. Он еще и помогает найти себя в жизни собственным примером, а своими действиями и словами он формирует отношение ученика к миру и помогает ему найти себя.
Сергей Соловьев: Качество образования — это неизмеряемый параметр в отсутствие ФГОС, поэтому не могу ответить на этот вопрос.
Плюсы образования в России сегодня
Марина Сидоренко: В России в принципе образование бесплатное для тех, кто хочет учиться. В вуз может поступить каждый — вопрос в личном стремлении. А если нет стремления в высшие учебные заведения, то всегда открыты двери колледжей и техникумов.
Также наше образование — комплексное и в результате превращает ученика в эрудированную, разностороннюю личность, способную анализировать реальность и критически мыслить. Именно про такие случаи можно сказать: «Знания — сила».
Для сравнения: в США и Великобритании в старших классах (High school) ученики изучают только те предметы, которые необходимы для поступления на выбранную ими специальность. Таким образом, получается, что у западных школьников меньше напряжения и стресса. Однако у этой системы есть существенный минус — это очень простая по сравнению с нашей программа. Изучение таблицы Менделеева и дробных уравнений в 9 классе (как это делают, например, в лондонских школах) для меня странно: наши ребята из российских школ и в 5 классе отлично справляются с дробями.
Елена Иванова: Сейчас возможностей учиться стало больше (было бы желание) — есть доступ практически к любым источникам знаний. Также радует, что еще остались люди, которые хотят учить и учиться.
Сегодня каждому доступен интернет. Для умного человека это хорошее подспорье: множество курсов и лекций в режиме онлайн. Качество, конечно, разное, но есть выбор. Все могут получить новые знания или же поделиться своими знаниями в сети.
Ольга Матюхина: Положительно то, что вуз тесно общается с работодателем и по его требованиями строит учебный план. Таким образом, получается, что хотя и нет связи между средним и высшим образованием, есть совместная работа вуза с представителями профессиональной среды. Это помогает подготовить квалифицированных кадров.
Фарангис Нарзуллаева: Плюсы в том, что можно использовать разные форматы, и никто тебя не ограничивает в этом. Есть онлайн образование, есть очное образование. Если говорить про онлайн, то я объясняю материал на примере повестки дня: каких-то популярных вопросов, которые развиваются сейчас – мемов, приколов, событий. Это привлекает учеников и вовлекает их в предмет. Еще в России есть цензурирование, что благоприятно влияет на дисциплину на уроках в контексте предмета. На мой взгляд, это очень важно. Цензурирование – это рамки дозволенного и недозволенного в образовательном процессе. Как мне кажется, в образовательной системе в России очень много вещей, которые находятся под цензурой. Это позволяет осознавать границы и понимать, о чем можно с учениками говорить, а о чем нельзя. Также это создает дистанцию между учеником и преподавателем.
Как Вы думаете, каким образом благотворительные образовательные проекты и волонтерство в сфере образования могут помочь в решении проблем этой сферы?
Марина Сидоренко: Благотворительные организации могут заняться проблемой реабилитации учителей — у них есть возможность повлиять на общественное мнение и помочь преподавателям вновь стать специалистами-наставниками в глазах детей и их родителей.
Ольга Матюхина: Насчёт волонтерства: нет опыта и знаний педагогики. Мне кажется, это не поможет. Хотя в советское время сильные ученики занимались со слабыми (и я тоже этим занималась), это особо ничего не дает — менять надо систему.
Фарангис Нарзуллаева: Мне кажется, это вполне возможно. Всегда есть школы и вузы, в которых образование оставляет желать лучшего. И если будут какие-то крутые образовательные проекты, связанные с волонтерством, с привлечением интересных людей, то это может повлиять на развитие образования. Нужно помнить, что любое действие в нужном направлении – это всегда шаг вперед.
Сергей Соловьев: На мой взгляд, попечительские советы при школах должны решать финансовые вопросы. А вот доступ к образованию детей для неспециалистов надо полностью закрыть!
Насчет волонтерства в сфере педагогики: онлайн обучение — это максимум тренинг определенного умения перед экзаменом. Образование эффективно при личном контакте, а преподавание онлайн требует огромного опыта работы в школе.
Недаром говорят: сколько людей, столько и мнений. Каждый из нас найдет в любом явлении и плюсы, и минусы. То же самое можно сказать и о мнении педагогов относительно образования в нашей стране. Кто-то считает, что необходимо вернуть советскую систему образования, а кто-то — что нужно подстраиваться под каждое последующее поколение и современные ему тенденции. Однако, даже несмотря на различия во многих вопросах, преподаватели сходятся в одном: российские школьники — одни из самых сильных в мире, а образовательные возможности в нашей стране разнообразны, доступны и равны для всех.
Екатерина Кувшинова
Вернуться к списку новостей