Геймификация в благотворительных проектах

  • Социальные технологии
  • 15.04.2024

Как благотворительные проекты используют элементы геймификации

Использование элементов геймификации в благотворительных проектах позволяет добиться значительных результатов в развитии детей, сборе пожертвований и обучении. По словам Валентины Каманиной, представителя благотворительного проекта «Хочу и учу», этот инновационный подход активно привлекает детей к образовательной программе, делает ее более доступной и интересной.

Первое и, пожалуй, самое важное направление – развитие детей. Благотворительные проекты, основанные на геймификации, стимулируют интерес детей к учебе, развивать их навыки и способности, а также помогать им осознать свои цели и мечты. Например, создание игровых приложений или онлайн-платформ, где дети могут проходить увлекательные квесты, решать головоломки или соревноваться в виртуальных соревнованиях, помогает им не только развиваться, но и мотивирует к достижению личных и общественных целей.

Второе направление – сбор пожертвований. Благотворительные организации успешно используют элементы геймификации, чтобы заинтересовать людей и мотивировать их к активной финансовой поддержке. Это может выражаться в форме участия в благотворительных акциях, где каждое пожертвование приносит определенные бонусы или награды. Такой подход позволяет перевести сбор пожертвований на новый уровень, делая его более интерактивным и стимулирующим.

Третье направление - обучение. Геймификация имеет большой потенциал в области образования и профессиональной подготовки. Благотворительные проекты используют обучающие платформы и приложения, где люди учатся новым навыкам, проходят курсы, получают сертификаты и даже участвуют в виртуальных симуляциях. Это вовлекает людей в образовательный процесс и делает его более интересным и интерактивным. Именно в этом направлении геймификацию используют в благотворительном проекте «Хочу и учу: педагоги-волонтёры в помощь сиротам и детям из бедных семей».

«Цели проекта: создать равную образовательную среду для детей в сложной жизненной ситуации и нуждающихся в помощи в обучении, а также сформировать устойчивое сообщество педагогов-волонтеров и инфраструктуру для проведения бесплатных репетиторских занятий по школьным предметам», – говорится на сайте благотворительного проекта.

Об особенностях использования геймификации в обучении детей рассказала пресс-секретарь АНО "Профи-центр" ("Педагоги-волонтеры") Валентина Каманина.

Для проекта «Хочу и учу» используют элементы геймификации?

В проекте «Хочу и учу» при дистанционном обучении всегда используются элементы геймификации. Педагоги-волонтеры начисляют своим ученикам, ребятам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, детям из малообеспеченных семей бонусы за хорошо выполненное домашнее задание, активное участие в уроке, участие в образовательных мероприятиях, к примеру, по развитию Soft skills (или мягкие навыки – это набор личностных характеристик, которые определяют способность взаимодействовать с другими людьми, работать в команде, управлять временем и эмоциями, адаптироваться к изменениям и решать проблемы. Они включают в себя такие качества, как коммуникабельность, лидерство, адаптивность, толерантность, умение слушать, принимать критику, эмоциональный интеллект и многое другое) и так далее.

Что именно используют?

В своём обучении мы используем LMS-платформу нашего партнёра «Эквио». Она позволяет подросткам визуально наблюдать за прогрессом в обучении: они получают стикеры, медали и всевозможные бейджи, помимо баллов за выполненную домашнюю работу или активность на консультации. Аналогичная система геймификации действует и для педагогов-волонтеров. Они могут получить бонусы за успешно проведенное занятие, участие в образовательных форумах и так далее.

Все бонусы, которые, по сути, выражают мотивацию и стремление к обучению, накапливаются, ученик может обменять их на реальные подарки. Выбор огромный: от возможности заказать пиццу или приобрести канцтовары и книги, до получения доступа к дополнительному образовательному курсу и стажировки с директором АНО «Профи-центр», победителем международной премии «МыВместе» Еленой Сорокиной.

Для очных занятий мы также использовали элементы геймификации – карточки со стикерами. С помощью таких карточек ребенок может визуально видеть свой рейтинг и стремиться к новым достижениям. Это необходимо для того, чтобы ученик не останавливался на достигнутых результатах и ставил перед собой новые задачи.

В чём практическая польза использования элементов геймификации?

Полезен соревновательный момент: ты всегда видишь какое место занимаешь в группе (среди других ребят шестиклассников, например, которые тоже занимаются обществознанием или среди всех сверстников без деления на дисциплины).

Для подопечных, которые территориально находятся в Ульяновске (городе, в котором расположена штаб-квартира движения «Педагоги-волонтёры»), мы постоянно устраиваем игровые турниры, где ребята в свободное от основной учёбы время приходят поиграть в настольные игры. Это оказалось популярным, поэтому мы даже назвали такие встречи работой подросткового центра «Молоко». Подобные встречи помогают подросткам не только отвлечься от проблем, которые у них могут быть, но и применить на практике знания по развитию мягких навыков в живой среде со своими сверстниками.

Геймификация, бесспорно, полезна, интересна и актуальна в образовании. Её использование способствует повышению мотивации для большей части участников проекта. Когда ты не просто учишься, а еще играешь, это вдвойне интересно.

Как педагоги видят, что это влияет на детей?

Дети сами об этом говорят, хвастаются перед родителями. Мы это видим на вебинарах, когда сразу после награды ребёнок, не выключая камеру или микрофон бежит к маме сказать, что он сегодня был молодец. Если педагог-волонтёр забывает проставить баллы, ребята спрашивают или пишут нам в штаб-квартиру не забыл ли учитель начислить ему баллы.

Как воспитанники реагируют на такой способ обучения?

Педагоги-волонтеры и ученики только положительно реагируют на такой способ обучения – систему бонусов. Мы получаем много обратной связи и много заказов, которые отправляем в самые разные регионы, поскольку проект охватывает много субъектов России (более 50-ти регионов).

Какому возрасту подходит такой способ обучения?

При формировании системы геймификации важен индивидуальный подход для разных возрастов, направлений и категорий участников проекта. В нашей команде работает методист, который разрабатывает систему. Мы консультируемся с учреждениями, в которых живут и воспитываются дети, дорабатываем и совершенствуем систему.

Какие новые инструменты добавили в последнее время? Как вы понимаете, что можно что-то новое внедрить?

Мы используем различные онлайн-сервисы, которые помогают нам в игровой форме определить текущий уровень владения материалом - например, с помощью онлайн-квизов. Прямо сейчас мы начинаем использовать квизы для того, чтобы получить промежуточную информацию по уровню знаний. Это альтернатива тестированию. Квизы сегодня очень популярны. Есть большое число сервисом, которые позволяют сделать их максимально графическими.

Мы увидели их силу, когда прошлой зимой проводили большой Форум профориентации для своих подопечных. Это была онлайн-трансляция с представителями большого числа профессий. Тогда мы рассматривали квизы как возможность заполнить «переходы» – промежутки эфира, когда они гости уходят и в студию приходят новые. Мы сделали короткие квизы с помощью Яндекс.Форм и получили очень большую активность участников. Хотя, честно говоря, не питали иллюзий по поводу них.

Есть ли минусы в использовании геймификации?

Минус в геймификации может быть только один: поскольку она тесно связана с информационными технологиями, ребенок может проводить ещё больше времени в Интернете. Но давайте не забывать, что мы живем в цифровую эпоху, в наших силах сделать все, чтобы технологии применялись во благо и приносили нашим детям только пользу.

Лидия Осник

Вернуться к списку новостей