ТРЕТИЙ КОНГРЕСС ОТВЕТСТВЕННОГО БИЗНЕСА: «РОССИЯ МЕДЛЕННО ЗАПРЯГАЛА, НО МЫ НАДЕЕМСЯ НА БЫСТРУЮ ЕЗДУ».

  • Лидеры социальных изменений
  • 09.10.2023

21 сентября в Москве прошел третий конгресс ответственного бизнеса «ESG*-(Р)эволюция», посвященный ключевым вопросам экологической, социальной и корпоративной ответственности в России.

Немного предыстории

Человечество тысячелетиями жило в мире рисков, угроз и неблагополучия. Облик и характер угроз в разные исторические периоды менялся. Однако, спокойная, безбедная, ничем не омраченная жизнь на планете никогда и никому не была гарантирована. Нет таких гарантий и сегодня. Наш век проходит под знаком необратимых климатических изменений, истощения необходимых для жизни природных ресурсов, загрязнения окружающей среды, появления новых болезней, роста социального и имущественного неравенства. На карте мира остались еще страны, где люди живут в нищете и умирают голодной смертью. Как реагирует на современные невзгоды международное сообщество?

В сентябре 2015 года на Генеральной ассамблее ООН 193 страны, включая Россию, приняли 17 целей устойчивого развития человечества до 2030 года. Цели сгруппированы по направлениям: экономическое благосостояние жителей планеты, повышение качества образования и медицины, развитие возобновляемой энергетики и сбережение природных ресурсов, разумное ограничение производства и потребления, противодействие изменению климата и др. Что удалось сделать странам-участницам за прошедшие 8 лет? 20 сентября 2023 года Генеральный секретарь ООН озвучил отчет международной группы аналитиков. Прогнозные расчеты неутешительны: при уровне усилий стран, который имел место до сих пор, к 2030 году не будет достигнута ни одна из 17 глобальных целей устойчивого развития. Хуже всего ситуация с целями в области экологии. Неделей раньше, в рамках Восточного Экономического форума во Владивостоке, к такому же выводу пришли эксперты стран БРИКС. Для спасения будущего землян международным коалициям потребуется мобилизовать гораздо больше сил и средств.

В наши дни человечество проходит через болезненный процесс демонтажа и переформатирования сложившегося миропорядка, в эпицентре которого оказалась Россия. Уместно ли думать о выживании человечества в горизонте 50-100 лет сегодня, когда на кону судьба российской государственности? Московский конгресс собрал представителей общества, бизнеса, науки и власти, которые не только убеждены в актуальности задач устойчивого развития, но считают их решение делом своей жизни и профессиональным долгом.

Установочная сессия форума: «Глобальные тренды устойчивого развития и EGS»

Работу форума открыла стратегическая сессия «Глобальные тренды устойчивого развития и EGS». Спикеры** поставили в центр дискуссии планетарные климатические риски, новые подходы к оценке экономического прогресса, экономика замкнутого цикла и проблема стоимости экосистемных услуг. В этом обзоре мы дадим краткую выжимку прошедших на сессии обсуждений.

Глобальное потепление: человечество ищет выход

Ежегодное повышение средних температур на планете зафиксировано учеными как минимум полвека назад. В долгосрочной перспективе в результате потепления повышаются риски ураганов и наводнений, затоплений части материковой суши, разрушения дорог и мостов, снижения пригодности земель для ведения сельского хозяйства. В нынешнем году межправительственная группа экспертов при ООН сформулировала окончательный и однозначный вывод: главная причина изменения климата - человеческая деятельность.
В 2016 году более 190 стран мира подписали Парижское соглашение. Участники взяли обязательства по сокращению выбросов парниковых газов как одной из главных причин глобального потепления. Цель предполагаемых мер - удержать среднее повышение температуры на планете в 21 веке пределах 2 градусов. Кроме того, зафиксирована цель повысить способность государств адаптироваться к тем изменениям климата, предотвратить которые пока невозможно. Способ достижения цели - перенаправление финансовых потоков в сторону адаптационных мер и низкоуглеродного развития экономик.

Что удалось с тех пор сделать? На уровне планеты, к сожалению, почти ничего. Заключение из доклада межправительственной группы экспертов по изменению климата при ООН за 2023 год: за минувшие 8 лет человечество не смогло остановить рост выбросов парниковых газов. Ежегодно увеличивается не только их концентрация в атмосфере, но и ежегодная «добавка» к этой концентрации. Сегодняшних усилий для защиты потомков от планетарного климатического кризиса явно недостаточно. Если в предыдущие 10 лет в мире выделялось 4,8 трлн долларов на решение климатических проблем, то, по предварительным оценкам, после 2030 года такая сумма потребуется уже ежегодно. Не так давно Марк Карни, экономист с мировым именем, занимавший в прошлом посты главы Банка Канады, а затем Банка Англии, попытался оценить, как не на словах, а на деле относится к климатическим рискам мировая банковская система. Провел исследование и выяснил: даже в таких экологически продвинутых странах как Япония и США, банки стремятся вкладывать деньги в долгосрочные проекты, прямо противоречащие задачам климатической устойчивости. По расчетам экономиста, реализация всех проинвестированных банками проектов приведет к среднему глобальному потеплению на 3-5 градусов! А тем временем стихийные бедствия, обусловленные действием климатических факторов, происходят все чаще.

Мы знаем, что в последние годы экологическая повестка и углеродная проблема стали инструментом политических спекуляций и передергиваний. Прикрываясь борьбой с изменениями климата, одни страны могут преследовать свои экономические интересы в ущерб интересам других стран. Под экологическими знаменами развертывается экстремистская деятельность партии «зеленых» в Европе. Уже сегодня под прикрытием антиуглеродного бума нанесен удар по экономике Германии, наиболее процветающей страны Евросоюза. Это не должно, однако, ни вести к дискредитации экологических проблем, ни снижать их значимость для будущего каждой страны и планеты в целом.

Загрязнение окружающей среды

Еще одна планетарная проблема – загрязнение суши, воздуха и водоемов бытовыми и производственными отходами. Загрязнение создает угрозу жизни и здоровью людей, ведет к вымиранию целых видов растений и животных. Согласно исследованиям Всемирного банка, в 2020 году на каждого жителя планеты приходилось 0, 79 кг отходов в день, а за весь год на свалках мира оказалось более 22 млрд тонн одних только твердых отходов. Ожидается, что по мере роста населения и урбанизации ежегодное образование отходов будет чуть ли не удваиваться.

По данным ООН, количество отходов из пластика в мировом океане составляет от 75 до 200 млн тонн. Через реки и береговые линии в океан ежегодно выбрасывается порядка 9 млн тонн пластика, отравляющего обитателей водной стихии. Пластиковые фрагменты в океане образуют целые острова, площадь которых измеряется тысячами и сотнями тысяч квадратных километров.

Как измерить прогресс и сколько стоят экосистемные услуги?

Все знают и никто не берется оспаривать крылатую фразу: «Что нельзя оценить и измерить, тем нельзя и управлять». Может ли человечество управлять своим собственным развитием? Способно ли оно оценить достижения и провалы хотя бы в сфере экономики? Вторя дискуссиям, ведущимся в ООН, участники сессии подвергли острой критике мировую практику использования ВВП как показателя благополучия стран и цель развития. До сих пор принято оценивать эффективность экономик по совокупной стоимости произведенных товаров и услуг. По ВВП судят об успешности попыток правительств вести свои народы к благоденствию. Однако, показатель ВВП основывается на отношении к природе как бесплатному и неисчерпаемому ресурсу. Он не отражает ни вклад природы в экономическую деятельность, ни ущерб, наносимый природе в результате экономической деятельности. При современных масштабах производства и потребления такое отношение становится глубоко ошибочным, и мы видим реакцию природы: изменения климата, снижение качества воды и воздуха, истощение ресурсов, смертность и болезни.

Сегодня успешность той или иной масштабной экономической программы - это все еще максимальное производство при минимальных вложениях. Но как только мы попытаемся учесть ценность здоровья людей и продолжительности их жизни, ценность сохранения природных ресурсов для потомков, ценность комфортной среды обитания, экономическая оценка эффективности проектов и программ радикально изменится. И дешевый уголь может оказаться не таким уж дешевым, а дорогой газ – не таким уж дорогим.

Еще в 2005 году эксперты ООН пришли к выводу: без экономической оценки того, что производят для нас леса, болота, реки, моря и другие экосистемы, без введения стоимости этих активов в рыночный оборот, мы не сможем защитить природу. Услуги природы должны стать платными! Таков ответ ученых на неспособность человечества предотвратить деградацию природы одними лишь законодательными и воспитательными мерами. Сегодня, в дополнение к ВВП, ведущие экономисты и экологи мира развивают концепцию экосистемных активов и валового экосистемного продукта. Разработана и успешно применена в ряде проектов США и Китая концепция платных экосистемных услуг. Методика предполагает стоимостную оценку вложений в поддержание экосистем, в воспроизводство тех природных благ, которыми прежде человечество пользовалось бесплатно. Перспективное решение многих экологических проблем, казалось бы, найдено. Каждый житель планеты должен взять ответственность, нужны политическая воля властей и добрая воля бизнеса, чтобы сделать практику возмещения наносимого природе ущерба повсеместной.

Экономика замкнутого цикла

Ответом на проблему загрязнения почвы и водной среды промышленными и бытовыми отходами стала концепция экономики замкнутого цикла. В идеале это экономика безотходных производств: отходы сортируются на месте их образования, не успев превратиться в мусор. И используются затем в новых производственных циклах: поступают как сырьё на вход того же предприятия либо в качестве вторичного сырья доставляются на другие производства. Экономика замкнутого цикла – это экономика будущего, своего рода «промышленный симбиоз». И альтернатива традиционной экономике, которая на всех своих технологических переделах, вплоть до конечного потребителя, работает по принципу «бери-потребляй-выбрасывай». Идеи экономики замкнутого цикла стали активно обсуждаться, а затем и претворяться в жизнь более 20 лет назад. В числе стран, наиболее активно внедряющих принципы новой экономики – Нидерланды, Франция, Германия, Италия, Япония, Китай. Среди компаний мирового масштаба признанные лидеры экономики замкнутого цикла – это Tetra Pak, Apple, Ikea, Burger King, Philip Morris. Многие российские производители видят проблему в том, что переработка отходов стоит денег, и вторичные сырье, как правило, дороже исходного. Но циклическая организация производств не будет дороже, если в практику российского рынка войдет экономическая оценка и возмещение стоимости эколосистемных услуг.

Российская Федерация: что печалит

В области противодействия изменению климата и загрязнению среды сегодня Россия отстает от многих стран. В США, Китае, в странах Евросоюза - жесточайшие экологические нормативы для предприятий не только приняты законодателями, но и неукоснительно соблюдаются благодаря системе надзора и контроля. В России же суровость природоохранных законов, как это принято говорить, «компенсируется необязательностью их применения». Есть ощутимая разница в отношении к природе и на уровне повседневных привычек людей. В странах Запада еще полтора-два десятка лет назад повсеместно устанавливались контейнеры для раздельного сбора бытового мусора. Прежде чем воспользоваться ими, обитатели квартир и офисов дисциплинированно раскладывали свой мусор по пакетам. У нас же эта практика только начала внедряться и большой поддержкой населения пока не пользуется. С начала 90-х годов и по сию пору приезжающие из-за рубежа гости подчас удивляют тем, что во время прогулки по лесу собирают брошенные пакеты, окурки и фантики. Многим это кажется чудачеством. А ведь проблема загрязнения среды отходами и перед нашей страной стоит достаточно остро. В конце 2016 года президент Владимир Путин озвучил тревожную цифру: ущерб окружающей среде и здоровью людей от загрязнения среды составляет 15% ВВП. Ситуация с одним только мусором такова, что в 2022 году общая площадь полигонов захоронения мусора в стране была равна площади Швейцарии и составляла 4 млн гектаров. Значительная их часть – нелегальные свалки, которые устраиваются в обход природоохранного законодательства. В России ежегодно формируется 7 млрд тонн отходов производства и потребления.

А как насчет климатической проблемы? Актуальна ли она для нашей страны? Более, чем. В основных зернопроизводящих регионах России, на юге и в центре европейской части уже наблюдается постоянный рост летних температур, ежегодное сокращение осадков и все более интенсивные волны жары. Соответственно, растут риски засух и неурожаев. Как выразился один из участников форума, «если мы не проявим должную ответственность перед будущим, то с последствиями нашей безответственности столкнутся уже наши дети и внуки».

Российская Федерация: что воодушевляет

Несмотря на экстремальную международную обстановку и обострение экономических проблем, именно сейчас, в последние полтора-два года, в России активизировались и природоохранное законотворчество, и финансирование природосберегающих мероприятий. Цитирую одного из участников сессии: «Все эти два года идея устойчивости проходила стресс-тест на собственную устойчивость. В итоге она его прошла!» Что было сделано за эти два года?

В конце 2021 года правительством утверждена стратегия низкоуглеродного развития с впечатляющим горизонтом планирования: до 2050 года!

В начале 2022 стартовала так называемая «мусорная реформа» - Федеральный проект «Экономика замкнутого цикла», конкретные показатели которого расписаны по годам вплоть до 2030 года. Задача - обеспечить сортировку 100% твердых коммунальных отходов и вдвое снизить долю отходов, направляемых на полигоны, достигнув тем самым показателей США. Была нормативно установлена ответственность за надлежащее обращение с коммунальными отходами, а также определен размер платежей предприятиям, которые занимаются переработкой. Уже через полтора года в рамках проекта были достигнуты результаты, неожиданные даже для его энтузиастов: доля сортируемых твердых коммунальных отходов выросла с 5% до 60%! Активно строятся сортировочные комплексы, есть уже целые заводы по переработке отходов. В перспективе, по мере продвижения к заявленным целям, ожидается запуск аналогичного проекта в сфере обращения со строительными отходами.

В феврале 2022 года принята Федеральная научно-техническая программа экологического развития страны до 2030 года, нацеленная на разработку и внедрение низкоуглеродных технологий и создание высокотехнологичных систем экологического и климатического мониторинга. В частности, при финансовой поддержке Минэкономразвития разрабатывается система измерения концентрации в воздухе опасных для здоровья продуктов неполного сгорания топлива, а также климатически активных веществ. В Госдуме Комитет по экологии активно поднимает вопрос о необходимости Федерального проекта адаптации к изменениям климата с целевым финансированием. Благодаря бюджетном финансированию Россия выходит сегодня на передовые позиции в мире в области научных исследований природы и климата. Тем самым закладывается первое звено в цепочке: новые научные знания – новые природосберегающие технологии – финансирование основанных на этих технологиях масштабных проектов.

С 1 января 2023 года страна официально взяла курс на приоритетное развитие наилучших доступных технологий, определяемых двумя критериями: минимизация экологического воздействия и экономическая доступность. А с марта 2023 года началась разработка региональных планов по адаптации к изменениям климата.

Наконец, 4 августа 2023 года Президентом подписан и с 1 января 2024 года вступит в силу закон о расширенной ответственности производителя. Закон вменяет производителям и импортерам ответственность за утилизацию отходов от использования их товаров, в т.ч. упаковки. А также устанавливает размеры экологического сбора для производителей, которые не могут самостоятельно реализовать такую утилизацию. Предусмотрено, что утилизация будет проводиться поэтапно, и достигнет 100% к 2027 году. Участники сессии высоко оценили значимость закона как «прочной правовой основы для ускоренного развития экономики замкнутого цикла в России».

А что происходит у нас с развитием инновационных технологий в природоохранной сфере? Какую роль играет здесь ведущий драйвер технологического развития – искусственный интеллект? Участники сессии рассказали о двух впечатляющих кейсах.

Российские айтишники создали и сделали доступной для всего мира IT-библиотеку, позволяющую распределять энергоемкие вычислительные задачи по серверам регионов с наименьшей долей СО2 при генерации электроэнергии.

Сегодня оснащенные искусственным интеллектом беспилотники облетают территорию острова Сахалин и успешно находят несанкционированные свалки. Технически ничто не мешает масштабировать эту практику на всю страну.

Мысли, устремления и надежды участников стратегической сессии можно было бы подытожить словами одного из спикеров: «В области ESG Россия долго и медленно запрягала, но теперь мы надеемся на быструю езду».

*ESG (Environmental, Social, and Corporate Governance) — это совокупность характеристик, которые компании внедряют в свои практики управления, чтобы решать экологические, социальные и корпоративные проблемы.

**В числе спикеров – зав.кафедрой экономики и природопользования МГУ доктор экономических наук Сергей Бобылев, директор Института глобального климата и экологии Анна Романовская, управляющий партнер национального оператора по переработке твердых коммунальных отходов «EcoPartners» Константин Рзаев, директор центра научно-технологического прогнозирования НИУ ВШЭ Александр Чулок, зам. Генерального директора ППК «Российский экологический оператор» Алексей Макрушин и научный консультант Института искусственного интеллекта Семен Буденный.

Журналист: Юрий Пахомов

Вернуться к списку новостей