Практика и следование четким целям: как добиться эффекта от обучения
Есть много людей, которые проходят тренинги и мастер-классы, курсы и семинары, а полученные знания так нигде и не применяют. Разбираемся с экспертами, почему так происходит, и что делать, чтобы обучение давало ощутимый результат.
Изображение
Обучение – существенная часть нашей жизни, и, конечно же, она не завершается с окончанием вуза. Но многие люди сталкиваются с определенной проблемой – курсов, мастер-классов, тренингов много, а эффекта от постоянного обучения практически нет. Почему многие люди не могут применять на практике полученные знания? Какие методики помогут закрепить материал? Как правильно ставить цели в обучении? Об этом мы поговорили с разными экспертами и выяснили их мнение.
«Постоянно обучаюсь, но знания не применяю»
Обучение — это инвестиции в собственное развитие. При этом важно не только получать знания, но и правильно их использовать. Но часто бывает так, что человек посещает курсы за курсами, тренинги за тренингами, однако его компетентность не растет. Почему так происходит?
Рассказывает ИТ-предприниматель, нейропсихолог, нейралинер, психолог на телеканале РБК, Говорит-Москва, автор метода эмоциональной саморегуляции Neuralean и CEO Международной женской ассоциации «Нео Леди» Марина Винберг:
— Первопричина – в отсутствии практической цели. Образование без конкретного плана действий подобно поездке без назначения: вроде бы движешься, а никуда не приезжаешь. Чтобы с этим справиться, нужно задать вопросы: для чего я учусь? какие задачи хочу решить при помощи новых знаний? А если сформировать чёткую цель, вы уже на полпути к её достижению.
Основатель школы предпринимательского искусства, руководитель компании iPantry Александр Трубенков:
— Сегодня обучение вошло в моду, и существует масса обучающих программ. Человек, как лодка, кочует от одного берега к другому: поучится одному, второму, третьему. В итоге не формируется глубина знаний. Возникает клиповое сознание, состоящее из разных кусочков. И зачастую знание остается просто знанием. Чтобы его закрепить, необходимо накладывать на практику или, наоборот, – практику накладывать на знание, углубляя понимание.
Автор международной школы финансовой грамотности и онлайн профессий deFIN, Наталия Иванова поясняет:
— Мы работаем с людьми ежедневно, обучая их новым навыкам. И применение их на практике – это одна из главных «болей» любого человека. И наша также, поскольку всегда нужен результат. Люди не всегда используют полученные знания потому, что боятся войти в новую сферу и показаться глупыми или неопытными. Также часто бывает, что люди приходят на курсы под действием эйфории, а когда дело доходит до практики, стараются найти сотни отговорок, чтобы ничего не делать.
Как ставить правильные цели?
Все эксперты отметили, что без правильной постановки цели успешное обучение невозможно.
Марина Винберг рассказывает:
— Цель должна быть SMART: конкретной (Specific), измеримой (Measurable), достижимой (Achievable), реалистичной (Realistic) и ограниченной во времени (Time-bound). Это не просто абстракция, это инструкция к действию.
После обучения определите, какие задачи вы хотите выполнить с новыми знаниями и умениями. Это может быть разработка нового проекта, повышение эффективности текущей работы или автоматизация рутинных процессов. Все это очень поможет.
ТОП-менеджер, ИТ-МБА профессор и советник по экономике и социологии РАЕН, автор книг по ИТ Антон Баланов поясняет:
— После обучения важно определить конкретные и измеримые цели, которые помогут вам применять новые знания на практике. Цели должны быть амбициозными, но достижимыми, и разбиты на маленькие шаги для более эффективного выполнения.
Александр Трубенков считает, что цели необходимо ставить еще до прохождения обучения:
— Сначала нужно определиться с жизненными целями и, исходя от этого, подобрать обучение. Только так новая информация будет восприниматься с интересом и принесет пользу. Если действовать иначе – сначала учиться, а потом ставить цели, то обучение может увести нас далеко от реальных жизненных задач.
Обучение и практика: как использовать полученные знания и что делать, если ничего не получается
Эффективность любого обучения измеряется в самых разных показателях – вовлеченности в обучение, увеличении объема знаний, удовлетворенности подачей материала и других. Но самое важное – насколько оно бывает результативным. Появляются ли новые навыки, увеличивается ли качество работы. Добиться высокой результативности без внедрения полученных знаний в практику, конечно, не получится.
Александр Трубенков рассказывает:
- Есть простой секрет. Нужно все полученные знания и техники тут же встраивать в свою жизнь. Не лениться, не откладывать на потом, когда настанет подходящий момент для использования знаний. Например, человек прошел курс по тайм-менеджменту, в котором говорится о необходимости вести дневник трудового дня. Нужно просто садиться и вести его каждый день. Да, сначала сложно, непонятно, да и результатов нет. Но плоды трудов можно будет увидеть только тогда, когда закрепится навык, и ведение дневника войдет в привычку. Обычно на закрепление навыка требуется месяц. Если возникают трудности в применении выученного, все равно не стоит бросать практику. Главное – терпеливо и методично внедрять полученные знания в свою жизнь.
Антон Баланов отмечает:
— Для использования выученного материала на практике важно создавать ситуации, где можно применить новые знания и навыки. Если при этом возникают трудности, необходимо анализировать причины, консультироваться с опытными коллегами или преподавателями и быть готовым к корректировке подхода.
Какие методики вы применяете для закрепления материала на практике?
Существует множество методов, которые помогают закрепить изученный материал – от простого рецензирования до серьезных проектов.
Антон Баланов признается, что использует методику применения новых знаний в реальных проектах или задачах, обратную связь от коллег, систематический анализ результатов и итеративное улучшение процесса.
Марина Винберг поясняет, что ее методика заключается в следующем:
Действие через понимание — перед тем, как использовать знания на деле, я разбиваю их на базовые компоненты и проверяю свое понимание каждого из них.
Постановка эксперимента — я пробую различные подходы в контролируемых условиях и фиксирую результаты.
Обратная связь — самокритика и отзывы окружающих помогают мне увидеть слабые места.
Регулярное повторение — чтобы знания оставались свежими в памяти, я использую систематическое повторение материала.
Как система обучения сотрудников внедрена в вашей компании, и какие результаты она дает?
Александр Трубенков:
— Обучение сотрудников в нашей компании происходит пошагово. Если сразу перед человеком ставить серьезные задачи, оснастить всеми инструментами, то он вряд ли освоит программу. Новый сотрудник сначала проходит первый уровень, переходит на следующий, и так далее. Процесс обучения органичный, без перегревов и максимальных усилий. Это позволяет, во-первых, не погасить интерес к обучению. Во-вторых, помогает сформировать прочный каркас, который способен удерживать полученные знания.
Наталья Иванова рассказывает об опыте ее школы:
— Для наших курсов мы разработали определенную схему. Ее первый этап – это профориентация, которая позволяет выбрать то, что подходит именно тебе. Вероятность эффективного применения знаний в этом случае значительно повышается. Также мы буквально заставляем наших студентов каждый день совершать какие-то простые действия, связанные с учебой. Это может быть просмотр видео или разговор с куратором. Важно – не выпадать из контекста и делать по чуть-чуть каждый день. И, конечно, нельзя без практики. Совершать первые шаги необходимо еще в процессе учебы, пока куратор и преподаватели включены максимально: помогут, исправят, поддержат.
Образование для взрослых людей — это шанс изменить жизнь к лучшему. Главное — активно внедрять приобретенные знания на практике. Превращайте теории в конкретные дела. Только так можно достичь высокой эффективности!