Покорение Эльбруса или Город профессий

  • Как благотворить?
  • 22.04.2024

История создания «Чебурграда» и советы тем, кто организует мероприятие для детей из социальных учреждений

Организация мероприятий для ребят, проживающих в детских домах и сиротских приютах – дело непростое, но вполне возможное для реализации. Президент фонда «ЛАДА» Юлия Сокорева поделилась своим опытом в проведении ежегодного масштабного праздника для детей из детских домов с необычным названием – «Чебурград».

Расскажите об истории создания «Чебурграда». С чего все начиналось?

Проект «Чебурград» – это город профессий для ребят из социальных учреждений. Он начался в 2003 с нашей первой благотворительной акции, которая называется «День рождения Чебурашки». Это мероприятие, связанное с тем, что дети приезжают в Москву, их катают на пароходе, а затем ведут в парк Горького на концерт. В течение восьми лет мы ежегодно проводили такой праздник для ребят, а затем поняли, что помимо удовольствия дети могут получать еще и пользу: можно мотивировать их что-то делать на этом мероприятии.

Мы начали ставить шатры и предлагать им поиграть в мастер-классы, а спустя несколько лет поменяли название и стали устраивать акцию «Город профессий». Акция по-прежнему была связана с Чебурашкой, но детям уже предлагалось поучаствовать в интерактивных мероприятиях, связанных с профессиями. Для этого мы пригласили сотрудников ПТУ, ВУЗов и колледжей и привлекли волонтеров, которые обладают специализацией: например, фармацевт, строитель, стоматолог и т.д. Вот так практически десять лет назад у нас и родился город Чебурград.

Почему была выбрана именно такая концепция как «Город профессий»?

За десять лет проведения «Дня рождения Чебурашки» мы увидели, что дети готовы не только развлекаться, но и познавать что-то новое – все же, они интересующиеся личности. К тому же, наша цель напрямую связана с тем, чтобы поддерживать любую инициативу и талант ребенка. «Город профессий» – это возможность каждого попробовать себя во всех профессиях, которые доступны и сказать: «Да, мне это интересно» или же переключиться на что-то более интересное.

Например, несколько ребят мечтали быть поварами и кондитерами, потому что думали, что можно просто приходить и есть на рабочем месте и получать от этого кайф. Но когда они два часа постояли у плиты, сходили в ресторан в горячий цех и увидели, что это за профессия, то они отказались от этой идеи.

Была еще одна интересная история: про парня, которого даже не хотели брать на праздник, потому что он убегал из учреждения. В итоге его все же взяли, он приехал. В тот год одним из павильонов у нас был павильон музыки, где было порядка восьми инструментов. Парень попробовал играть на всех, и ему особенно понравилась гитара. Приехав с мероприятия, он попросил гитару. С помощью волонтеров нашли ему б/ушную гитару и спустя некоторое время в учреждении, где он находился, благодаря этому парню организовалась группа, которая играла на городских праздниках. У истории был еще один положительный момент: парень перестал быть хулиганом, это тоже очень здорово!

Расскажите о впечатлениях воспитанников, для которых устраиваются мероприятия. Как они реагировали на них?

Когда мы опрашивали воспитанников социальных учреждений, то слышали такие слова: «Спасибо вам большое за это мероприятие. Это не просто «День рождения Чебурашки», это наш день рождения: мы здесь едим мороженое, играем, танцуем!».

Также ребятам очень понравилось, когда появились байкеры: это стало настоящим украшением праздников. А так, помимо батутов и павильонов «Города профессий» дети просто отдыхают, как им нравится.

С какими трудностями сталкивалась команда в процессе реализации проекта? Как с ними справлялись?

Моя команда из года в год это почти одни и те же люди. И абсолютно правильный вопрос, с каким трудностями мы сталкиваемся. Несмотря на то, что коллектив один, каждый год это разные трудности. Где-то это погодные условия, где-то невозможен монтаж/демонтаж, где-то нет волонтеров, которые адекватно справились бы с ситуацией. Случаются трудности с воспитательными моментами, проездом, отсутствием финансирования, поэтому проведение мероприятия каждый год – это победа, покорение Эльбруса.

Однажды перед мероприятием, а оно у нас проходит на открытом воздухе, шли проливные дожди, и руководители парковой зоны предложили нам отменить мероприятие. Мы не отказались от него, хотя прогноз погоды ничего хорошего не предвещал. Уже были оплачены артисты, автобусы, подарки. Накануне мы взялись за руки и загадали: «Пусть завтра будет солнце!». И представляете, дети приезжают на автобусах, а небо начинает проясняться: вокруг нашей площадки расступаются облака и начинает светить яркое солнце. Праздник прошел от начала до конца. Правда, за час до конца праздника вновь начался ливень, но зато дети после концерта быстрее собрались в автобусы. Мы были счастливы, что погода позволила провести это мероприятие!

В чем особенности волонтерства на мероприятиях, которые проводятся для социально слабых категорий населения? Что необходимо учитывать в такой работе?

Я сама волонтер в других благотворительных фондах на мероприятиях для детей в сложной жизненной ситуации. Поэтому тема детдомовцев близка мне и как руководителю, и как волонтеру.

Организатору всегда нужно учитывать, такие моменты как:

  • Волонтеров нужно обязательно готовить к работе: проводить с ними мастер-классы, инструктировать
  • Всегда будет человеческий фактор: люди могут пообещать и не сделать
  • Решения всегда принимают взрослые, поэтому нужно уметь работать не только с детьми, но и с ними: их хорошее отношение нужно заслужить и их, как и детей, нужно поддерживать
Расскажите об интересных случаях из Вашей практики. Что больше всего запомнилось?

В мероприятии принимают участие более 300 волонтеров. Я как организатор и руководитель сталкиваюсь с тем, что люди не посещают совещания и обучение, но хотят сразу прийти взаимодействовать с детьми и выполнять какие-то функции. Поэтому я научилась делегировать свои полномочия, распределяя обязанности между волонтерами, которые ранее участвовали в проектах. Если к нам приходит команда необученных волонтеров, то за день до праздника или даже день в день мы их инструктируем и контролируем. Это очень сложно, потому что, если человек не готов к встрече с детьми, не готов отвечать на вопросы и к каким-то непредвиденным ситуациям, не знает, где какой уголок проекта, то он не сможет правильно сориентировать гостей.

Одновременно на площадке находятся больше 1000 людей одновременно, и очень сложно управлять динамикой и получить хороший результат. В нашей практике был такой год, когда присоединилось большое количество сторонних волонтеров, и в самый последний момент я разбила их на группы и прикрепила к каждой из них ответственного. В итоге благодаря этому мы справились.

Какие советы Вы можете дать волонтерам, которые организовывают мероприятия для детей из детских домов/пожилых людей из домов престарелых?

Мои советы волонтерам, которые организуют мероприятия для детей из социальных учреждений:
Ваш проект должен быть прописан на бумаге и содержать материалы, которые позволят руководству социального учреждения понять, что получат дети, посетив ваше мероприятие, акцию или фестиваль, и чем будет полезно для этого учреждения участие детей: будут они более активными или наоборот спокойными, смогут стать более развитыми и т.п.

Необходимо как можно больше писать о своем мероприятии, сообщать информацию на различных платформах, быть открытыми. Люди должны знать, в чем смысл мероприятия, чтобы при желании всегда иметь возможность присоединиться к вашему проекту.

Ни одно мероприятие для социально незащищенных категорий населения не проходит гладко, и это то, что нужно обязательно учитывать при организации фестиваля или мастер-класса для них. Но если быть готовым к трудностям и искренне желать подарить радость детям, все обязательно получится!

Екатерина Кувшинова

Вернуться к списку новостей