Я ПРОДОЛЖАЮ БЫТЬ УЧЕНИЦЕЙ СВОИХ УЧЕНИКОВ

  • Лидеры социальных изменений
  • 18.03.2024

Мой любимый учитель Нина Вячеславовна. Часть 3

Продолжение, предыдущую часть см тут


Нина, прости за занудство, но зачем тебе мы, наша группа в ЦМД? У тебя ученики, причем состав подобрался какой надо, они уже не выматывают. Хорошие, прекрасные ученики! И они хорошо платят…


А что, все за деньги что ли надо делать? Я так не думаю. В «Мамма Мия» денег было достаточно, в Академии – очень много. Там за моей спиной шушукались. Ходил слух, что я скупаю квартиры. Начальство подозревало, что я ворую. По себе судили. А я просто занималась своей работой. С педагогами-то у меня были прекрасные отношения. Всегда меня поддерживали, до сих пор вспоминают и поздравляют. А вот менеджеры… Люди, которые ничего не понимают ни в искусстве, ни в преподавании, и заточены лишь на то, чтобы вытряхивать деньги из других.


Деньги не главное, но мне всегда нравилось, что можно столько заработать. Когда я могла, например, легко потратить 15 тысяч на операцию для упавшего с 4-го этажа кота. Я в этот момент проснулась, почувствовала просто. А начальник подумал: обманываю, чтобы работу прогулять. Сейчас я в такой ситуации, что могу позволить себе делать не то, за что платят, а то, что я хочу.


Ситуация в том, что муж зарабатывает?


Нет, зарабатываю я. Я так хочу. Раньше у меня не было такой возможности. Я работала всю неделю с утра до ночи. У меня был 41 ученик и работа с понедельника по воскресенье. А сейчас у меня есть время. Особенно мне понравилось время,  когда все сидели на карантине. Я за это время книжку методическую написала – «Найди свой голос». Обобщила весь свой опыт, все знания – это дорогого стоит.  


Зачем ты написала эту книжку?


Чтобы в условиях онлайн, когда я не могу в ушко что-то спеть или рассказать, люди могли  прочитать, задать вопрос, сделать домашнее задание. Прежде я никогда этого не делала. Не думала даже, что когда-нибудь сделаю. Я всегда была вольным художником и занималась тем, что люблю. А теперь я занимаюсь этим еще и бесплатно. Для кого-то я учитель. Но при этом сама продолжаю быть ученицей. В том числе и ученицей своих учеников. Потому что работаю с людьми, которые старше меня.


Моя мама сейчас очень далеко от меня и я вижу ее раз в год, хоть и переписываемся каждый день. А теперь с вами, с людьми ее поколения, общаюсь чуть ли не ежедневно. Для меня это важно. Надеюсь, что и моя дочка когда-нибудь выберет похожее занятие.


Можешь себе позволить? А вот эта аппаратура убитая, эти пудовые колонки с разъезжающимися ножками… Чтобы все обновить и привести в порядок, деньги же нужны?


Деньги нужны, и когда я была генеральным директором, и денег было ого-го, я купила на свои деньги всю аппаратуру, которую ты видишь на наших концертах. Деньги, деньги… Смотря какие деньги. Работаешь на себя – одни деньги. Работаешь на организацию – другие. Многие педагоги по другим расценкам сегодня работают. А я нет. Люди привыкли к моим ценам, я их с 2018 года не поднимала. А государство подняло цены, и вся моя зарплата уменьшилась вдовое. Но я очень довольна, что мне удалось подвигнуть некоторых учеников что-то делать с собой. Вот и тебя подвигнула смотреть иначе на некоторые вещи. Все, с кем ты занимаешься, мои ветераны, когда-то были совсем другими людьми.


Как сложился самый первый коллектив твоих людей?


А это они и есть. Только сначала коллектив был большой, человек двадцать пять. И тоже в ЦМД. Некоторые из тех, кто сейчас не в нашей группе, приходят участвовать в наших концертах, ты с ними уже знаком. В том ЦМД так же распевались, разучивали песни, учились владеть звуком. Было интересно. Но это было очень далеко. Здесь близко: полтора часа – и доехал! А там два с половиной. Слишком много времени приходилось тратить впустую, и я не успевала делать все, что хотела. А нужны были индивидуальные занятия, потому что у разных людей разная степень расхлябанности или подтянутости. И у каждого свои физические и неврологические недомогания, свои психологические проблемы.


С прошлой зимы у тебя сложилась постоянная компактная группа 5-6 человек. А сегодня еще человек восемь пришли.


Индивидуально я буду заниматься только с теми, кто в компактной группе. Со всеми заниматься физически невозможно. Здесь остается только вариант выиграть грант и пригласить таких же людей, как я, которые бы хотели преподавать в ЦМД. Но таких людей я, сколько ни искала, так и не нашла. Музыканты работают только за деньги. Единомышленника найти пока не могу.


Я не отстану. Есть ученики, которые платят. Хорошие ученики.


Очень хорошие!


Часть из них выросла под твоим началом…


И продолжают дальше расти!


И как вокалисты, и как люди


И некоторые уже стали педагогами, под два ВУЗа закончили, у них образование лучше, чем у меня.


Но время, которое оставалось бы от платных учеников, можно было бы потратить не на нас, а чем-то другим заняться


Чем?


Путешествовать.


Не хочу, уже напутешествовалась.


Книги читать.


Я нахожу время и книги читать, и фильмы смотреть.


Учиться.


Все время учусь. Вот недавно новые техники освоила из области логопедии. Я нахожу время. И я могу, если необходимо, не пойти на работу и всё отменить. Сказать: Ребята, меня неделю не будет! Даже тем, которые за деньги. Надо побыть дома. Когда ты хозяин своего времени, это очень хорошее состояние. Хозяин – это не про деньги.


Что радует в работе с учениками?


Мне нравится, когда загораются глаза и люди начинают смеяться. Но не потому, что их рассмешили. Смеяться внутренне. И с таким вот выражением лица начинают заниматься: УХ ТЫ-Ы-Ы! И становятся другими. Это самое главное. Недавно слушала мамочек, которые водят детей к другому педагогу. Он готовит их к прослушиваниям на «Голос» или еще куда-то. Господи, какой вокруг этого ажиотаж! И как хорошо, что я во все это не погружена! Невесть чем люди занимаются: со всеми должны пообщаться, всех обтрогать, со всеми обменяться телефонами. Я этого не люблю. По-хорошему либо музыка твоя профессия, либо ты промоутер и людей из точки А в точку Б доставляешь. На это столько лет моей жизни потрачено, и я сейчас так отдыхаю. И то, что мы с вами раз в месяц делаем концерт, это для меня серьезное усилие. Нужно найти день, в который мобилизоваться. И чтобы репертуар был готов. Это бывает достаточно напряженная работа.


Подстегиваешь себя концертами?


Да. Чтобы не растекаться, быть собранной.


А почему так волнуешься перед концертом, когда мы аппаратуру расставляем?


Это не волнение, ты неверно меня считываешь. Я никогда не волнуюсь, Я всю жизнь на сцене и с детства где-то перед кем-то играла на скрипке…  То, что ты видишь – это не волнение, это скорость. Ты просто не знаешь, кто я. Мой муж говорит: ты – атомный реактор. Да, я – атомный реактор! Вот только сейчас, когда мы ушли с занятия, я поняла: есть клубок задач, которые надо решить, но мне не разорваться. И я понимаю, что мне никто не помогает и не поможет. Опереться не на кого. И я должна мобилизоваться. А тебе кажется, что я волнуюсь.


Вот пришла сегодня и видишь: людей раза в четыре больше, чем обычно…


У меня состояние – о-о! Поэтому я сегодня не сделала перерыв, чтобы вовремя поесть. Когда вас мало, нужно не так много моей энергии. А сегодня мне нужно было заполнить собой все это пространство. Пойми, я – атомная станция. Я оцениваю это пространство, и я должна заполнить  его целиком. Должна все это держать, должна реагировать. Да еще удерживаться на тонкой грани, чтобы никто не сполз под стул и не ушел сразу же. Ты не представляешь, что происходит с моей энергетикой и как я чувствую происходящее вокруг. У меня другое восприятие…


Ну хорошо, сегодня ты мобилизовалась, включила себя на максимальную мощность. А мысль-то работает? Что дальше делать со всем этим?


В смысле? У меня есть репертуар, у меня все подготовлено, за эту неделю я подготовила два новых произведения.


Я о резко увеличившейся группе. Повезло, что пришли несколько девчонок со знанием нот и с хорошей музыкальной подготовкой.  Могло бы и не повезти.


Ты не понимаешь. Я жду этого уже который год. Муж мне говорит: ну ты же хотела, чтобы у тебя был большой коллектив. Хотела? Хотела. Вот и получила.


Случайно пришли девчонки с хорошей подготовкой.


Не случайно! Некоторые были в старом моем хоре. Когда я ушла, искали что-то для себя. Не нашли. Когда поняли, что здесь происходит и что можно приехать – приехали.


И есть план, как с такой большой группой работать?


Я наверное буду делить весь процесс между групповой работой и индивидуальными занятиями для подготовки сольных номеров. Мне нужно будет все это продумать и выстроить так, чтобы на все хватало времени. Они не должны чувствовать себя брошенными. И всех вас мне нужно в нотной грамоте уравнять, это важно.

Ты этого не слышишь, но ты стал очень чисто петь! А я все слышу! И я знаю, что будет завтра. И жду этого завтра. И вот я дождалась – и пришли люди.


Продолжение см. тут


Юрий Пахомов


Вернуться к списку новостей