Доказать, что чего-то стоишь

  • Инклюзия
  • 20.05.2024

История предпринимателя с ограниченными возможностями здоровья

Может ли человек с ограниченными возможностями стать лидером и идейным вдохновителем? Президент Союза социальных предпринимателей — организации, которая поддерживает социальных предпринимателей и предоставляет им материальные и экспертные ресурсы, — Ирина Иванова уверенно ответит: «Да!». Мы пообщались с Ириной и узнали о ее жизненном и карьерном пути, а также о том, как она справлялась с трудностями, которые вызваны ее состоянием.

Расскажите о роли ограниченных возможностей здоровья в Вашей жизни. Как они повлияли на Вашу жизнь?

Конечно же, глобально мне намного проще, чем другим людям с ограниченными возможностями, поскольку мое физическое состояние является врожденным. Как я всегда говорю: намного сложнее тем людям, которые какое-то количество лет были здоровыми людьми, а потом стали людьми с ограниченными возможностями. Это настоящий героизм — жить с этим осознанием, преодолеть его и не сломаться. Мне повезло, что я родилась такой и не знала другой жизни: я с рождения в инвалидном кресле и просто научилась с этим жить.

Какие жизненные уроки Вы извлекли из Вашего физического состояния?

Один из важных жизненных уроков, которые я извлекла из своего физического состояния, это то, что необходимо рассчитывать только на себя. Каждый человек, у которого ограниченные возможности здоровья, выбирает определенный путь: например, вызывать у окружающих жалость. Для меня жалость ко мне — это неприемлемо. У меня сразу прекращается всякое общение с таким человеком: мне это неприятно — мои проблемы это мои проблемы.

Жалость мне не нужна, хотя от помощи не откажусь: но только от той, которая является необходимой. Например, подержать дверь или преодолеть недоступную среду, которых, к сожалению, у нас в стране очень много. А так вообще самый главный урок — нужно научиться жить с этим и по возможности справляться со всем самостоятельно, чтобы не быть не быть зависимым от кого-то.

Как проходили Ваши детство и юность? Что из того периода Вам больше всего запомнилось?

Мое детство пришлось на советские годы, а юность — на лихие девяностые. Детство было скорее обычным: как у всех детей — в какой-то степени беззаботно. А моя юность — это огромные планы на будущее.
Больше всего мне запомнилось время, которое я жила в Санкт-Петербурге. Точнее, не в самом городе, а в Пушкине в Царском селе. Там я училась в институте имени Турнера, и с того времени у меня осталось множество друзей.

Сам Петербург повлиял на меня как на личность. На мой взгляд, это потому, что это наша культурная столица, и она накладывает отпечаток на каждого, кто в ней живет. Поэтому я даже не знаю, кем я себя больше ощущаю: я родилась и сейчас живу в Туле, а период становления моей личности я провела в Петербурге, чем я, кстати, очень горжусь. Я вижу, что до сих пор во мне осталось многое от петербуржца: и мировоззрение, и взгляд на жизнь. То благодатное, теплое время — самое яркое мое воспоминание из юношеского периода, несмотря на то, что та пора была достаточно трудной для меня.

Какие тяжелые периоды были в Вашей жизни? Где Вы искали мотивацию, чтобы справляться с ними?

Самый тяжелый период моей жизни — это сокращение в 2014 году: жизнь разделилась на «до» и «после». На тот момент я работала в крупной организации менеджером по распространению больше десяти лет. Ничего не предвещало беды, и тут меня сокращают. Причем жестко, резко, и я с этим, конечно, не смирилась. Я знала, что нарушались мои трудовые права, так как я человек с инвалидностью, и у меня семья и ребенок. Однако я очень благодарна этому сложному периоду за то, что он заставил меня кардинально изменить свою жизнь. Десять лет тому назад те люди попытались меня сломать, но у них ничего не вышло: я просто стала лучшей версией себя. То, что мы сегодня с вами общаемся и я отвечаю на ваши вопросы — все это благодаря именно тому периоду моей жизни. Из-за того, что меня сократили, я стала юристом, медиатором и общественным деятелем. Теперь у меня есть возможность реализовывать проекты, которые мне нравятся и в которые я вкладываю свою душу. Благодаря сокращению я сегодня являюсь тем, кем я являюсь, и я очень довольна своей жизнью на сегодняшний день.

Что меня мотивировало? Вы знаете, меня тогда очень задело то, что сделали те люди, потому что они на самом деле очень жестоко со мной обошлись. Я, конечно, и сейчас считаю, что они неправы: все же можно было как-то смягчить ситуацию. Но, может быть таким людям, как я, это и нужно, потому что сокращение придало мне мотивацию. Мне захотелось доказать и им, и самой себе, что я чего-то стою.

Чтобы это сделать, я поступила уже в сознательном возрасте на юридический факультет Тульского государственного университета. Я поставила для себя цель закончить его и получить образование юриста. Причем досрочно и получить именно красный диплом — стать хорошим юристом. Эта цель придавала мне сил. Два года я ни с кем не общалась и полностью погрузилась в обучение. Если бы я не приняла решение поменять профессию, то, возможно, и сломалась бы. Но тогда у меня была цель стать хорошим грамотным юристом, и это мне помогало: я думала, что я стану им и докажу, что я чего-то стою, а также всегда смогу защитить себя, свои права и права других людей.

Расскажите об истории создания Союза социальных предпринимателей и о Вашей роли в этом процессе. С чего все начиналось?

Когда подошло время защиты диплома, я думала, что буду работать в какой-то организации дистанционно, учитывая мое физическое состояние. Но когда я получила на руки диплом, я поняла, что юристов очень много и меня не ждет никакое предприятие. И поскольку опыта у меня было совсем не много, я решила открыть свое ИП — то есть работать на себя.

Перед этим я изучала предпринимательство: смотрела, как развивается эта сфера. В какой-то момент я узнала о социальном бизнесе. Это как раз совпало с принятием закона о социальном бизнесе: в июне 2019 года я зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель, а 26 июля был утвержден закон. Я тогда подумала: «А кто, если не я, займется социальным предпринимательством в нашем регионе?». И вот я стала погружаться в эту тему и познакомилась с Денисом Богатовым — директором Центра развития социального предпринимательства: он тогда приезжал в Тулу. Вот так все и закрутилось.

Когда ты стоишь в начале предпринимательского пути, ты как слепой котенок — везде тыкаешься носом и получаешь где-то отказ, где-то пинок. Я поняла, что мне очень трудно одной и начала знакомиться с другими социальными предпринимателями. Мы начали встречаться и общаться и мне как-то сказали: «А почему ты не хочешь собрать около себя социальных предпринимателей и ввести деятельность в правовое поле — то есть создать союз или ассоциацию?». И я подумала: «А почему бы и нет? Все в моих руках! Тем более, что я теперь юрист и написать устав для меня не так сложно». Однако все равно нужна была поддержка, и я пришла в торгово-промышленную палату за поддержкой. Ныне покойный, но на тот момент президент палаты, Юрий Михайлович Агафонов меня поддержал. Он сказал: «Я верю в тебя! Говори, что нужно, и мы поможем!». Здесь имелось в виду, что расскажут в своем сообществе, чтобы люди приходили. И вот с легкой руки Юрия Михайловича я подала устав на регистрацию. Благодаря этой поддержке все получилось, и люди стали потихонечку приходить.

Не устану говорить: каждого предпринимателя нужно вовремя поддержать. Я очень благодарна за ту помощь, и сейчас я, как президент Союза социальных предпринимателей, которому, кстати, второго апреля этого года исполнилось три года, стараюсь поддерживать каждого члена нашей организации. Особенно это касается рассмотрения идей для каждого из наших проектов. Конечно, принять все проекты мы не можем, но я всегда, когда пишу проект, в первую очередь думаю, кого из Союза можно пригласить для реализации их проектов, чтобы они при поддержке фонда Президентских Грантов также, как и мы, заявили о себе на федеральном уровне. И мне кажется, что у меня получается!

Расскажите о том, чем занимается Союз социальных предпринимателей

Союз социальных предпринимателей — это неблаготворительная организация, которая существует на взносы членов союза. В принципе, наверное, это не предпринимательская деятельность, хотя уставом организации предусматривается именно она (если эта деятельность соответствует условиям устава). Наш союз может оказывать юридические услуги: например, посреднические, направленные на развитие и популяризацию социального предпринимательства. Также мы можем находить спикеров и организовывать мероприятия, в том числе и платные. Цель организации — это объединение социальных предпринимателей в сообщество, которое раскрывает потенциал социальных предпринимателей. На данный момент мы реализуем четвертый социально-предпринимательский проект, поддержанный Фондом Президентских грантов. В основном, в такие проекты для работы я беру именно социальных предпринимателей, которые благодаря такому участию выходят на федеральный уровень, и о них узнают: они находят партнеров и получают узнаваемый личный бренд. Основное направление деятельности Союза социальных предпринимателей заключается именно вот в такой поддержке предпринимательской инициативы.

С какими трудностями Вы сталкивались в процессе социального предпринимательства? Как с ними справлялись?

Очень трудно рассказывать властям, что такое социальный бизнес, и доказывать его значимость и перспективность. В первую очередь его воспринимают через призму того, что это какой-то инвалидский бизнес, что это несерьезно и что это просто благотворительность. Мне стоило достаточно большого труда объяснить представителем органов власти в регионе, что социальный бизнес заслуживает внимания и что это не инвалидский бизнес и не благотворительность. Пришлось доказывать, что это настоящий бизнес, который решает проблемы общества, с которыми, к сожалению, не всегда может справиться государство.
Сейчас, по прошествии нескольких лет с момента основания моего сообщества, меня очень радует, что социальный бизнес начинает восприниматься немного по-другому, потому что это поможет в дальнейшем развитии проектов Союза.

Расскажите о Вашем проекте «Предпринимательский маршрут: из прошлого в будущее». В чем заключается суть проекта? Как Вы пришли к тому, чтобы создать его?

Проект «Предпринимательский маршрут: из прошлого будущее» направлен на введение в социальный бизнес молодежи в возрасте от 14 до 35 лет. У меня сыну 21 год, и у нас с ним очень хорошие отношения; мне всегда очень была интересна тема молодежи, и мне захотелось поработать с этой категорией населения.
Я поняла, что могу предложить молодежи: можно рассказать им о социальном бизнесе. Я стала изучать это направление, и оказалось, что молодежь заинтересована в помощи людям: не просто предпринимательство в формате «Купи-продай», а именно сделать что-то полезное, решить какую-то социальную проблему. И вот так сформировался проект, в которомы мы отошли от стандартного обучения: мне захотелось показать молодежи становление социального бизнеса и рассказать о его исторической подоплеке. Мы заходим в социальный бизнес именно через историческое направление: рассказываем о том бизнесе, который был когда-то и который можно развивать сейчас — к примеру, показываем народные промыслы.

У нас разработано пять маршрутов по местам, где жили предприниматели прошлых веков. Также мы играем в трансформационные игры: даем возможность погрузиться в направление и распоряжаться финансами. Получается очень поучительный результат: кто-то разорился, кто-то стал миллионером. Еще мы показываем ребятам, как составляется бизнес-план, и рассказываем, где взять финансы, — то есть стараемся максимально погрузить их в эту сферу

На протяжении всего проекта пишется методическое пособие о нашем проекте и участии в нем молодежи, которое будет готово к заключительному мероприятию 26 июня, где все ребята, прошедшие обучение, получат это пособие и смогут в дальнейшем использовать его в своем портфолио для продвижения проектов. Также ребята получат памятные подарки и сертификаты о том, что они прошли такой курс.

С помощью этого проекта мы хотим сплотить молодежь и показать, что можно получать прибыль не только просто зарабатывая деньги, но и принося добро в общество: решать его проблемы и помогать тем, кто в этом нуждается.

Сталкивались ли Вы с тем, что Ваш предпринимательский потенциал недооценивали? Как Вы на это реагировали? Как справлялись в таких ситуациях?

Конечно, мой потенциал часто недооценивают. Однако я не сдаюсь никогда, и за это меня многие не любят. Я стараюсь всегда держаться достойно перед вышестоящими. К сожалению, у многих предпринимателей совсем другая стратегия: идти на поклон к чиновнику и заискивать. В каком-то смысле, получается, что мы сами приучили чиновников к такому отношению — дали им возможность вести себя некорректно. Именно поэтому у меня совершенно другая тактика: я не заискиваю перед вышестоящими лицами и не улыбаюсь тогда, когда человек мне неприятен.

А то, что недооценивают, — в наших реалиях это ожидаемо. Все-таки мы можем очень много говорить о равных правах для инвалидов, но в первую очередь меня воспринимают именно через призму моей инвалидности. Сначала думают: «Ой, ну что может эта инвалидка в своей коляске?». Но потом они, конечно, понимают, что перед ними достойный противник или же партнер.

Наверное, мне все-таки стоит потрудиться, чтобы выстроить с представителями органов власти здоровые партнерские отношения. Потому что они хотят, чтобы мы улыбались им и просили, заискивали, а я вот не такая по своему характеру. Но, тем не менее, я стараюсь идти своим намеченным путем и пока справляюсь со всем. Как говорится, «через тернии — к звездам»!

Кто помогал Вам в процессе социального предпринимательства? В чем заключалась помощь этих людей?

В процессе развития меня, как социального предпринимателя, мне очень помогает, помогал, и надеюсь, будет дальше помогать Денис Богатов. Только благодаря ему я учусь предпринимательству и узнаю о социальном бизнесе, возможностях его развития и способах популяризации этого направления. Сейчас я везде говорю, что Денис — мой проводник в социальный бизнес!

Какие качества, по Вашему мнению, необходимы для того, чтобы реализовать собственный проект?

Это лидерские качества и умение работать в команде: люди должны тебя слышать и понимать. Также нужно чувствовать команду и осознавать, что если ты берешь на себя ответственность реализовать какой-то проект, то нужно очень аккуратно подбирать людей, с которыми предстоит это сделать.

Как правило, очень много желающих прийти в проект, но когда начинаешь с ними работать, приходится спустя время расставаться. Например, сейчас мы реализовываем проекты, поддержанные Фондом Президентских грантов. И практически из каждого из этих проектов я убирала по одному члену команды. Так происходило, потому что, когда люди только начинают, они не всегда понимают, куда они пришли и зачем все это нужно. Они думают: «Ой, тут так легко работать». К сожалению, на определенные требования, которые, кстати, установлены не мной, а, допустим, Фондом Президентских грантов, готовы далеко не все, поэтому с некоторыми мы расстаемся.

Раньше я по этому поводу очень сильно переживала и боялась обидеть. Обо мне говорят, что я требовательный и жесткий руководитель, но даже в социальном бизнесе без этого никуда: когда у тебя ответственность перед государством за финансы, тебе уже не до сантиментов. Я просто проговариваю условия до трех раз максимум, и, если человек не слышит их, то покидает команду. Если хочешь добиться чего-то и получить результат, то приходится чем-то жертвовать.

Какие советы Вы можете дать людям с ограниченными возможностями здоровья, которые хотят быть нужными и полезными?

В первую очередь определите для себя, чего вы хотите: чтобы вас жалели или чтобы воспринимали как равного. Если второе, то оцените сами себя: готовы ли вы к этим равным возможностям, потому что это не только красная дорожка, усыпанная лепестками роз, это и шипы, которые будут часто попадаться. Спросите себя, готовы ли вы пройти через эти шипы и уколоться о них.

Мне бы очень хотелось, чтобы люди с ограниченными возможностями в большинстве своем пересмотрели свое мировоззрение. К сожалению, у нас увеличивается количество инвалидов в обществе: больше рождается детей с ограниченными возможностями и, учитывая политическую обстановку в стране, в принципе людей с ограниченными возможностями становится все больше. Поэтому нужно менять менталитет — взгляд на все это и подход, потому что на самом деле люди с ограниченными возможностями должны быть равны всем остальным. Но не только и не столько это требуется от общества, чтобы их воспринимали как равных, сколько они сами должны быть готовы на равных предложить себя, к примеру, на рынке труда.

Но вообще, мой главный совет для людей с ограниченными возможностями такой. Пожалуйста, будьте профессионалами и не выпрашивайте жалость к себе, и тогда жизнь ваша заиграет совершенно другими красками!

История Ирины Ивановой, безусловно, мотивирует никогда не сдаваться и добиваться высот. Будучи человеком, который оказался в сложной жизненной ситуации в связи с сокращением, она не опустила руки и нашла себя в новой профессии. Теперь она — не только успешный предприниматель, но и лидер, который помогает тем, кто обращается за помощью. Каждому из нас стоит подумать, как мы можем решить возникшую проблему и преодолеть трудности, и тогда выход обязательно найдется!

Екатерина Кувшинова

Вернуться к списку новостей