Я КАК БЫ ЗНАЛА ЭТО В СЕДЬМОМ КЛАССЕ, А ПОНЯЛА ТОЛЬКО В ДЕСЯТОМ!

  • Лидеры социальных изменений
  • 22.04.2024

Продолжение беседы с Александром Рывкиным – о том, как выездные дни Детско-Взрослой Академии превращались в незабываемые события. Какими удивительными личными открытиями делились дети. Насколько богатыми и разнообразными были совместные находки и изобретения педагогов и учеников - от изготовления игрушек из отходов до метода анализа стихотворных произведений.

В данном материале присутствует много значимых имен и фамилий. В конце статьи вы сможете найти справку о них и их вкладе в развитие образования нашей страны.

Как строилась сама работа Детско-Взрослой Академии на выезде?

Мы называли это образовательной игрой. Внешне организация всего процесса такая же, как в ОДИ: установочное выступление руководителя игры, затем групповая работа под присмотром игротехников – Иры Назаровой, Жени Ефремова. И каждый день пленарные заседания с докладами от групп и их обсуждением.

Содержание первых сессий проектировали и готовили Жегалин, Назарова, Губановы. Для проработки с учителями и детьми брали короткие, но достаточно культурно значимые художественные тексты. Первые игры вел Жегалин. Кстати, самую первую сессию провели Андрей Губанов с Таней, а Жегалин был у них наставником. Потом, когда Владимира не стало, игры вела Ира Назарова, вместе с разработчиками образовательной игры (учителя, педагоги и различные специалисты). На самой сессии они выполняли функции рефлексивно-методологической группы обеспечения (на самом деле, вместе с руководителем игры 2-3 человека) и игротехников групп. Через какое-то время Губановы ушли, им нужно была зарабатывать, а у Тани что-то случилось с родителями. Они уехали в Ярославль.

А Ольга Конева организовывала все, что происходило ближе к вечеру. Игра начиналась с утра, потом обед и продолжение до полдника. Грузить детей интенсивной умственной работой дальше, до самого вечера, было бы опрометчиво. Поэтому после полдника, не позднее 16.00-17.00 - свободное время. Куда его девать? Что делать с детьми? Мы придумывали мастерские, клубы по интересам, чтобы они выбирали что-то сами и шли пробовать себя. Одним нужен был спорт, другим хотелось рисовать, третьим лепить из глины. А кому-то петь или танцевать. Или ставить пьесу с нашими театральными режиссерами и педагогами... В целом, на сессии руководила распорядком группа старшеклассников под названием ОЖП (организация жизненного пространства).

Были у детей какие-то собственные находки и изобретения во время групповой работы в игре?

Конечно! Была совершенно потрясающая игра по фильму «Ромео и Джульетта». Американский фильм 1966 года, с Ди Каприо. Это была вторая наша сессия, зимой с 97 на 98 годы, в зимние каникулы. С выездом мы договориться не смогли и всё проводили в самой школе. Но участвовали уже не только наши дети. Мы приглашали из Кемерово, еще откуда-то. Всего человек сто пятьдесят.

Это фильм, где банды, стрельба и взрывы на бензоколонке?

Ну да! Но нам нужно было вытащить суть. Шекспир – где он там? Игра была интересна еще и тем, что присутствовало огромное количество экспертов. Режиссеры, актеры, киноактеры.

Как дети разглядели в этом боевике Шекспира? Что из фильма вытащили?

Надо вернуть себя в то время. Поговорить с Ирой Назаровой. А то я могу нафантазировать.

Тогда почему ты об этой игре вспомнил?

Самое интересное, чем эта сессия мне запомнилась, было вот в чем. У нас сложилась традиция по завершении событий, когда закрывалась сессия ДВА, собираться в круг и делиться переживаниями, опытом, выводами. Что произошло со мной на этом сходе? По желанию, это не было обязаловкой. И одна девочка наша, выпускница, я ее хорошо помню, стала говорить даже не об этой сессии, а о ДВА в целом:

Вот смотрите, я учусь в школе одиннадцатый год и вроде бы получаю знания. Но это растягивается на годы, прежние знания забываются, уходят на второй план. Переходим в следующий класс – там уже другие знания, новые. И вдруг я обнаруживаю: оказывается, то, что я как бы знала в 7 классе, я поняла только в 10-м! У меня увязалось одно с другим! То, что давали в 7-м классе – с тем, что проходили после! Стали складываться целостные представления. О том, например, что такое движение в физике. И так с разными предметами. В девятом я обнаруживала, что знала что-то в пятом, но не понимала как следует. Формально знала, отрывочно и безо всякой связи с повседневной жизнью в школе, на улице, дома. И меня захватил этот процесс связывания знаний! Родители мне: пойди в кино, в театр, пойди на лыжах покатайся. А я - нет-нет, пойду в школу. И я пять дней подряд бегала в школу. И не уставала. За эти пять дней проживала огромный кусок знания. Про физику, про литературу, про понимание кино. Это потрясающе! Знания, которые мне давали пять лет, и которые я толком не понимала, здесь за пять дней вдруг поняла!

Это блестящий педагогический результат. А творческие результаты? Детские изобретения?

Конечно, были и изобретения. Особенно в работе с маленькими. Был у нас очень интересный человек, педагог дополнительного образования, Анжелика. Сейчас она живет в Сербии. В школе учились ее дети, и на ДВА вместе со школьниками она придумывала, как создавать игрушки из подсобных материалов. Из всего, что выбрасывают. Пластиковые бутылки, целлофановые пакеты… Дети делали своими руками потрясающие игрушки! Представить невозможно, что такое можно из мусора сотворить! Сначала всё происходило на выезде ДВА, потом эту практику привезли в Москву. И здесь, в школе, Анжелика Навернюк открыла студию дополнительного образования, посвященную изобретательству.

ТРИЗ?

ТРИЗ ( Теория Решения Изобретательских Задач - создана в СССР более полувека назад, активно применяется в промышленных корпорациях многих западных стран - Ю.П.) в том числе, но не только.

В ДВА было еще много творческих находок. Было что-то с экономикой связанное, сейчас уже не вспомню. А, кстати, вот! В ДВА была линия, связанная с пониманием поэтических текстов. Идеологию этого направления задавал Евгений Сабуров. Он ведь был не только экономистом и политиком, не только министром, вице-премьером и руководителем научных институтов. Он еще и талантливый писатель и поэт.

Я ездил однажды на такую твою школу. Евгения Сабурова тогда уж не было, но его поминали. Сердечно, прочувствованно, как лидера и как друга. Ира Назарова была. И, что дорогого стоит, много-много твоих выпускников прежних лет приезжали. Активно включались, многие сами детские группы вели. Там еще два поэта были, они делали какие-то разборы и удивляли нас своими экспромтами.

Да, Миша Айзенберг и Витя Коваль. Так вот, об изобретениях. Мы тогда активно искали, с помощью чего можно понимать поэтические тексты. Разные авторы свои подходы предлагают. Один, другой, третий автор. Фонематический разбор, еще какой-то разбор. В этих поисках неожиданно натолкнулись на то, что предлагал Андрей Белый: математический анализ ритма стихотворения. Это было реальное открытие! С этой методикой не знакомят даже студентов филологических факультетов. Дети сами ее раскопали, попав в проблемную ситуацию, организованную взрослыми!

Потом у наших учителей, которые сами были музыкантами, родилась идея: сопоставить ритмы стихов и музыкальные ритмы. Как они сочетаются? Учителя придумали методику, а одна девочка, математик, разработала даже алгоритм. Оказалось, что по мелодике стиха можно определить, ради чего это написано. О чем говорит стихотворение? Не о чем говорит автор, автор все, что хотел сказать, уже сказал. А что еще из этого текста можно вытянуть… Как можно понять его содержание при помощи музыки… Отбивали ритмы, затем искали под них ноты, искали произведения. Вырабатывалась своего рода ритмическая интуиция и ритмическое понимание стиха. Где ритм ускоряется? Где замедляется? Где ломается ритмический рисунок? И через это - какое действие здесь разворачивается? Где эпицентр этого действия? Где завершение? Конечно, для разбора специально подбирались стихотворения с ритмическим разнообразием и игрой.

Знаешь, я вспомнил. Ты когда мне рассказывал, что будет такая летняя школа, лет десять назад, я на нее решил поехать. У меня тогда была своя история с поэзией. Чакра, что ли, поэтическая на пару лет открылась. Я сам что-то писал, чужие стихи изучал, анализировал и экспериментировал. Решил так: чтобы поехать к тебе и быть во всеоружии, мне нужно написать 600 рецензий на чужие стихи. Я их написал! И мне это сильно помогло тогда в вашем котле вариться. Итак, школы про кино, школы про тексты, школы про поэзию…

Было несколько вариантов сессий ДВА. Было то, что наша команда придумывала с Жегалиным еще до того, как пришел Сабуров. А был Сабуров. Он пришел в 1999 году. А знаешь, как он пришел? Мы с ним и прежде сотрудничали, общались. Я его знал уже лет десять. Как экономиста, как человека интересного и интересующегося. Он много размышлял о том, как можно выстроить экономику образования в стране. Очень хотелось втянуть такого человека в наши дела. Я повёз к нему Жегалина, мы тогда только-только создали Академию. А Евгений Сабуров был на тот момент директором по экономике в каком-то крупном банковском объединении. Он выслушал нас и сказал: Александр Аронович, мне это интересно. Но не сейчас! Сейчас у меня дел завал. Ну, и уехали мы ни с чем.

Справка по личностям статьи

Георгий Петрович Щедровицкий (1929-1994) – советский и российский философ и методолог, общественный деятель, основатель и лидер Московского методологического кружка, разрабатывавшего общую теорию, методологию и прикладные техники мышления и деятельности (Системо-мыследеятельностная методология). В настоящее время в разных сферах и отраслях страны работают десятки тысяч профессионалов, считающих себя учениками Г.П.Щедровицкого. Широкой общественности наиболее известен как создатель Организационно-Деятельностных Игр (ОДИ) - технологии коллективного решения комплексных проблем силами межпрофессиональных коллективов. ОДИ были ярким и масштабным общественным явлением позднего СССР: с 1979 по 1991 г.г. один только Г.П.Щедровицкий провел около сотни ОДИ по заказам министерств, региональных и муниципальных властей, предприятий, университетов, научно-исследовательских институтов. Сотни ОДИ были проведены также ближайшими последователями и учениками Щедровицкого. До конца 90-х годов прошлого века по стране прокатилась волна ОДИ, в которую были вовлечены не менее сотни тысяч участников – инженеров, управленцев, чиновников, представителей науки и образования. Избранные труды Г.П.Щедровицкого изданы в 1995 году. В настоящее время ведется работа над изданием полного собрания сочинений на основе архивных материалов мыслителя, содержащих около полумиллиона страниц.

Юрий Вячеславович Громыко - советский и российский психолог, педагог, методолог, ученик Г.П.Щедровицкого, директор Института опережающих исследований имени Е.Л.Шифферса, доктор психологических наук, профессор Московского психолого-педагогического университета. Ученик Георгия Петровича Щедровицкого. Лидер и один из создателей «Проектного колледжа 1314» в Москве (1990) – экспериментальной площадки советской и российской педагогики, на которой реализовывались подходы к образованию на основе идей Г.П.Щедровицкого. Автор концепции, учебников и методики преподавания метапредметных дисциплин, получивших впоследствии отражение, в несколько декларативном виде, во ФГОСах Российской Федерации.

Ирина Назарова - педагог, методолог-консультант, ученица Г.П.Щедровицкого. Совместно с Ю.В.Громыко участвовала в создании Проектного колледжа и методов обучения детей на основе разработок Московского методологического кружка. Впоследствии сотрудничала с А.А.Рывкиным в рамках Учебно-Воспитательного Комплекса «Измайлово». Активный член коллектива, который создавал и развивал Детско-Взрослую Академию. Вместе с Евгением Ефремовым, Андреем Губановым, и Татьяной Губановой, также бывшими сотрудниками и разработчиками учебных программ Проектного колледжа 1314, создавала и обогащала концепцию ДВА, планировала, организовывала и проводила выездные сессии с учителями и школьниками.

Владимир Александрович Жегалин (1947 — 2002 гг.). Методолог, психолог, педагог, ученик и последователь Г.П.Щедровицкого, разработчик систем автоматизации деятельности, автор более 50 публикаций и нескольких изобретений. Автор идеи Детско-Взрослой Академии. Дополнительные сведения о В.А.Жегалине и его роли в создании и развитии ДВА см. во второй части интервью с А.А.Рывкиным.

Ольга Конева - старший методист, затем зам. директора по дополнительному образованию УВК Измайлово, почетный работник общего образования Российской Федерации, организатор досугового времени детей в рамках сессий Детско-Взрослой Академии

Михаил Айзенберг - русский поэт, эссеист, литературный критик. Лауреат премии Андрея Белого (2003). Окончил Московский архитектурный институт, работал архитектором-реставратором. В советское время не публиковался, в постсоветской России выпустил шесть книг стихов и четыре книги эссе о современной русской поэзии. Участник и эксперт сессий ДВА, посвященных работе со стихотворными текстами.

Виктор Станиславович Коваль (1947 – 2021) - русский поэт, прозаик, художник, актёр кино. Публиковался в десятках российских журналов, автор четырех поэтических книг, член Союза художников России, член Союза писателей Москвы, лауреат премии Литературной газеты «Золотой теленок» (2007). Участник и эксперт сессий ДВА, посвященных работе со стихотворными текстами.

Евгений Федорович Сабуров (1946 - 2009) - советский математик, российский экономист и политик, государственный деятель, писатель, поэт, драматург, доктор экономических наука. В 1990 г зам. министра образования, а затем зам. Председателя Совета Министров РСФСР, с 1991 по 1994 директор Центра информационных и социальных технологий при Правительстве РФ, с 1995 директор Института проблем инвестирования банка «Менатеп», с 1996 по 2009 председатель Попечительского совета Фонда «Институт экономки города», с 2003 научный руководитель Института образования ВШЭ, с 2005 научный руководитель Федерального института развития образования. Дополнительные сведения о Евгении Сабурове и его роли в развитии новых направления деятельности Детско-Взрослой Академии см. в третьей, четвертой и пятой частях интервью.

Юрий Пахомов

Вернуться к списку новостей