Музыка как лекарство для детей с РАС

  • Инклюзия
  • 15.04.2024

Интервью с выпускницей РАМ им. Гнесенки, музыкантом и педагогом

Многие дети с аутизмом испытывают трудности с выражением своих эмоций и пониманием эмоций других людей. Музыкальные занятия помогут улучшить эту способность, так как она позволяет детям выражать свои чувства и понимать эмоции других. Об этом и многом другом рассказала музыкант, педагог и многодетная мама Деревнина Вероника Николаевна.

Музыка играет важную роль в развитии ребёнка, особенно если речь идёт о детях с расстройством аутистического спектра (РАС). По данным исследований, музыкальная терапия улучшает социальные навыки, концентрацию внимания и эмоциональное состояние детей с РАС.

Социальные навыки – это то, что часто вызывает трудности у детей с аутизмом. Они испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми, а также иметь проблемы с пониманием социальных сигналов. Музыкальная терапия помогает улучшить эти навыки, поскольку она включает в себя совместное пение, игру на инструментах и другие виды активности, которые требуют взаимодействия между участниками.

Концентрация внимания – ещё одна область, где музыка полезна для детей с РАС. Многие дети с аутизмом имеют проблемы с сосредоточением на задаче или выполнением инструкций. Музыкальная терапия помогает улучшить эту способность, так как она требует от ребёнка активного участия и внимания к происходящему.

Как возникла идея создания музыкальных терапевтических занятий?

Сама идея создания занятий по музыкальной терапии появилась три года назад. В Елизаветинский храм, куда я хожу, на литургию приходят дети с особенностями развития. В Красногорске занятий никаких нет. Ни музыкального направления, ни какого-либо другого. На тот момент я уже занималась с мальчиком-аутистом частным образом. До этого я занималась в детском центре с маленькими детьми. У меня был большой багаж знаний, накоплено много материала. Я чувствовала, что хочу поделиться этим, могу принести пользу таким детям.

Тогда я предложила руководителям, которые заведуют музыкальным отделением при храме создать такие занятия. Они поддержали мою инициативу и родились занятия «Музыкальная терапия для детей с особенностями развития».

Какие дети занимаются, какого возраста?

Разный контингент по возрасту и особенностям разные. 5-13 лет. Девочка с синдромом Дауна, есть дети-аутисты, с ДЦП, есть с задержкой речевого развития.

Сколько учеников занимается в группе?

Около 10 человек. Каждый год количество меняется. Помимо обычных занятий у детей с особенностями развития много разных мероприятий – лечебная физкультура, путёвки в оздоровительные лагеря, поэтому как правило на занятия ходят 4-5 человек.

У особенных детей есть обычные братья и сестры. Часто на занятия ходят мальчик с особенностями, его обычная сестра и их мама. Бывает, что приходят всей семьёй: мама, папа и двое детей. Так и получается большая разношёрстная компания –10 человек.

Сколько длится занятие?

Занятие длится 40 минут. В музыкальном ключе аутисты очень хорошо развиваются, музыка им помогает двигаться вперёд, не сидеть на одном месте.

Кто-то оказывает поддержку? Какое финансирование?

Занятия в воскресной школе оплачивает настоятель.

В чём заключается сложность работы?

Нацеленность на результат. Задания для роста детей: ты рассчитываешь, что со временем то и это будет получаться, они станут это делать лучше, значит, ещё продвинемся вперёд.

Например, речевое развитие: неговорящие начнут говорить, ты на это надеешься. Пытаешься внедрить музыкальные разные задания, разминки, всякие упражнения, а проходит год, например, и ты понимаешь, что ничего особенно не изменилось.

Что вдохновляет? Откуда силы берутся?

У кого-то начинает получаться, это даёт силы двигаться вперёд. Бывает, родители берут паузу и перестают ходить на занятия какое-то время, даже бывает по полгода мы не видимся. Обычно, хуже ходят после зимы: у кого-то проблемы с передвижением, у кого-то физически трудно ребёнка привести. Одни, например, с нового года не ходили, а пришли снова в сентябре. Я вижу: ребёнок немножко подрос, лучше говорит. Это всегда подкупает, хочется заниматься дальше и идти вперёд.

Со стороны родителей часто замечала, что они на занятия приходят негативно эмоционально заряженные, очень уставшие. Я всегда стараюсь за эти 40 минут дать им лучик надежды, какой-то свет. Хочу, чтобы они ушли с занятия с радостью и теплотой. Я начинаю детей хвалить: вот это получилось, это хорошо. И родителям не даю сидеть. Они на занятиях всегда танцуют, поют, играют на инструментах. Все делают вместе со своими детьми. Я их пытаюсь расшевелить, чтобы они немножко вышли за рамки своего горя. Хочется, чтобы они немножечко, хотя бы эти 40 минут, прожили по-другому. Когда я вижу, что они уходят и улыбаются, говорят спасибо и перезаряжаются, уходят с другим настроением – это тоже даёт силы идти вперед и дальше работать.

Что эти уроки дают лично вам?

Я очень люблю, когда приходят на занятия семьями, это очень радует родителей, несмотря на то, что у них красной строкой проходит горе. То, что не исправишь и не изменишь: особенный ребёнок все равно не станет обычным, он будет идти своим путем и родители будут его сопровождать всю жизнь. Когда вот такие семьи приходят, я понимаю, что я могу у них многому научиться. Я после этих занятий всегда чувствую себя сильнее. Я вижу, как люди справляются со своим горем, со своими трудностями и несмотря на это находят в себе силы радоваться жизни. Замечать что-то хорошее, а не концентрироваться на плохом – и я стараюсь так же в своей семье себя вести. То, что они ходят на занятия необязательные, – не к логопеду, не к психологу, а на музыку – всегда окормляет и очень радует.

Зачем детям с особым развитием такие занятия?

Зачем особенным детям занятия, они все равно не станут обычными? Это не совсем так. У меня до создания этой группы был такой опыт: я работала в интернате и там был сорокалетний мужчина с синдромом Дауна, который воспитывался в семье с родителями. Видно, что с ним занимались: он разговаривает, все выполняет. На занятиях также были те, с кем не занимались. Сережа рос в семье и в сравнении с ними видна огромная разница. Он пел, хлопал, выполнял ритмические задания – вполне дееспособный человек.

Аутисты часто бывают с абсолютным слухом. Например, мой ученик, с которым я занимаюсь с 5-ти лет, запоминает 4 строчки стихотворения сразу, как только их прочту. У него абсолютный музыкальный слух. Он очень быстро схватывает, очень любит музыку.

Как его родителям можно сказать: “Ну, зачем это вам? Не занимайтесь: вы все равно не достигните тех высот, как, например, солисты консерватории”? Как ты им объяснишь? И не нужно это делать, потому что он хочет этим заниматься. Хотел играть на фортепиано, мы пробовали, часами водили хороводы – интересна музыка.

Сейчас он переключился на гитару. Да, у него не получается, как у обычных детей, но он все равно хочет заниматься. И это здорово. Многих детей очень трудно расшевелить. Хороводы, музыкальные разминки, где нужно высоко поднять руки, – это всё сложно бывает. Они это не хотят делать, потому что это плохо получается.

Я хвалю их, говорю: давай сделаем вместе! Мы стараемся заряжать друг друга этой позитивной энергией, а когда у кого-то получается лучше, чем было до того, все поддерживают, аплодируют, хлопают. По-моему, обязательно нужно ходить на такие занятия чтобы ребенок рос и развивался. Это общая моторика, мелкая моторика, во многом это касается памяти – запоминание песен, слов, порядка действия в танце. Это целый комплекс упражнений! Если кому-то музыка не подходит, ты выбираешь что-то другое.

На занятия музыкой ходят дети, чьи родители заметили по каким-то признакам, что им нравится музыка. У них есть дома музыкальные инструменты, они слушают музыку – в машине, дома. В любом случае пришли дети, которым выбрали эти занятия родители. Не просто люди с улицы.

Что бы вы посоветовали начинающим преподавателям, которые хотят заниматься с детьми с особенным развитием?

Заниматься обязательно, несмотря на то, что ребёнок особенный. Он никогда не станет в нашем понятии обычным, в нашем понятии привычным. С другой стороны – это показатель, что мы все пришли в мир разными и всем Господь дал эту жизнь прожить, и все должны развиваться, помогать: с такими ребятами работать. Музыка нам в помощь! Советую понять, можете ли вы с такими ребятами работать. На них нужно посмотреть. Бывает такое, что люди делятся на тех, кто может с ними работать и на тех, кто не может.

Если вы определились, что да, это ваше, вы могли бы помогать с такими ребятами, заниматься с ними и делать их лучше и себя делать лучше, я бы советовала устраивать прослушивание индивидуальное: то есть каждый ребёнок с родителем на беседу приходит отдельно. Так с ними есть возможность познакомиться, поговорить, стать для них чуть ближе. Когда в следующих раз они увидят вас, то не будут так сильно волноваться.

Музыкальное развитие важно для всех детей, но особенно оно значимо для детей с РАС. Оно помогает улучшить социальные навыки, концентрацию внимания и эмоциональное состояние, что может привести к улучшению качества жизни этих детей.

Лидия Осник

Вернуться к списку новостей