Интервью с представителем семейного инклюзивного центра

  • Инклюзия
  • 22.04.2024

Интервью с smm-менеджером семейного инклюзивного центра «Йом-йом» Соней Камышевой

Изображение

Представитель семейного инклюзивного центра «Йом-йом» Соня Камышова рассказывает об инклюзии, помощи детям с особенностями развития и их семьям, о том, какие есть проблемы и как их решают добрые люди.

«Дети – как лампочки в большой гирлянде. Когда они включены, то светятся ярко и празднично. Но какой может быть праздник, если не все лампочки горят? «Йом-йом» – социальная организация, которая делает детей видимыми и яркими, это важно и для нас, и для всего общества. Мы создаём инклюзию и заботимся, чтобы все лампочки светились и создавали праздник в нашей жизни! Включаем каждого. Обычного. Или особого», – говорится на сайте центра внимания к детям «Йом-йом».

Какие основные цели и задачи имеет семейный инклюзивный центр?

Основная цель нашего центра – помогать семьям, которые воспитывают детей с особенностями развития. Центр работает над тем, чтобы сделать тему инклюзии видимой в обществе. Мы помогаем семьям с особыми детьми через индивидуальный подход к каждому ребенку, помогаем детям социализироваться в обществе, способствуем тому, чтобы учреждения принимали разных детей и работали с ними.

Какие критерии и процесс отбора используются при приеме семей для участия в центре?

Наш инклюзивный центр открыт для всех желающих – нет строгих критериев отбора семей. Основные условия: возраст ребенка, понимание и принятие специфики работы центра (в саду есть дети с особенностями здоровья) родителями и удобный для них график работы центра.

Какие программы и услуги предоставляет центр для семей с особыми потребностями?

Для детей с особенностями развития есть “Консультативный центр”, который направлен на развитие у детей навыков коммуникации, взаимодействия и получение социального опыта. В центре используют разные блоки сотрудничества: систематическая и регулярная работа с каждой отдельной семьей, ведение случая, работа с целями, групповые занятия, помощь во включении ребёнка в другой детский сад или школу.

В «Йом-йом» работает центр дневного пребывания (аналог детского сада) для детей от года до восьми лет. Мы организуем инклюзивное пространство, где разные дети находятся в одной группе. Наша цель – организовать социальные навыки, коммуникацию и познавательные интересы, подготовить детей к школе и дальнейшей жизни в социуме.

На базе центра проходят занятия, где дети рисуют и лепят, жонглируют и поют, читают и считают, пишут, выступают, занимаются кулинарией и проводят время в сенсорном зале.

В центре уделяют внимание не только детям, но членам их семей. Мы помогаем родителям быть в ресурсе через психологическую работу: индивидуальную, семейную или групповую. Проводим встречи групп в двух форматах: очном и онлайн. Группы бесплатные. Есть онлайн встречи для бабушек и дедушек, они помогают выйти из социальной изоляции, поделиться наболевшем и обменяться опытом.

Важная часть нашей работы – помощь другим педагогам и учреждениям по всей России: детским садам, школам, библиотекам и музеям. Мы читаем лекции, популяризируем создание инклюзивной среды. По запросу приходим в сады и школы, чтобы на месте помочь в проблемных ситуациях, провести урок добра для класса или родительскую встречу. Если нам удается получить грант, то для учреждений такой визит бесплатен.
Для воспитателей и учителей, которые работают с детьми с инвалидностью, мы еженедельно ведем бесплатные онлайн-группы супервизии. На встречах наши специалисты оказывают психологическую поддержку и дают методические рекомендации.

Каковы основные преимущества и особенности работы семейного инклюзивного центра по сравнению с другими организациями?

Центр реализует множество проектов: консультации для членов семей, подростковые проекты, творческие мастерские и различные онлайн-конференции с ведущими спикерами.
Дошкольный возраст – лучшее время для естественного восприятия особенностей других. В это время стираются границы в общении. Если ребенок попадет в инклюзивную группу, в его картину мира встроится идея, что мальчик с ДЦП или девочка, у которой проблемы с речью, такие же равноправные члены общества, как он сам.

Какие вызовы и сложности часто возникают в работе семейного инклюзивного центра и как они преодолеваются?

Основная сложность состоит в наборе обычных детей. Если идет перевес в ту или иную сторону, то нарушается концепция инклюзии. Мы сталкиваемся с тем, что не все родители готовы отдать своего ребенка в инклюзивный центр. Им и педагогам других учреждений проще отвернуться при встрече с ребенком с особыми потребностями. Инклюзия — это не только про инвалидность. Мы стараемся показать, что это комфортное и принимающее общество для каждого. Ведь абсолютно всем нужно уважение, принятие и безопасная среда. Это помогает почувствовать себя счастливым через максимальную самореализацию, дает возможность творчески себя проявлять и чувствовать себя в безопасности.

У нас действует правило: ребенок не должен остаться без помощи, если родители больше не могут платить. В этом случае задача всего нашего сообщества – найти деньги. Сейчас мы работаем за счет пожертвований, грантов и оплаты услуг. Средств всегда не хватает, и пока мы финансово стеснены, но продолжаем искать спонсоров.

Каковы основные меры и контрольные точки для оценки эффективности работы центра и достижения его целей?

Главная цель центра, ради чего делается всё – это благополучие детей. Полезность существования центра, основной рост организации, – в их успехах и достижениях. Многие наши выпускники продолжили обучение в обычных школах. Улучшается динамика развития ребёнка с особенностями, его коммуникативные качества. Подростки, которые проходят “Подростковый проект”, впоследствии хотят связать свою будущую специальность с инклюзией.

Наши выпускники трансформируются – они по-другому мыслят и чувствуют себя в мире. Для них инклюзия становится нормой, разнообразие и особенности – частью богатства окружающего мира, а принятие себя и другого с его отличиями – повседневной практикой.

Какие партнерства и сотрудничество развиваются с другими организациями и учреждениями, чтобы улучшить услуги и программы для семей с особыми потребностями?

Друзья «Йом-йома» – это социально-ориентированный бизнес, учреждения и все неравнодушные люди, которые помогают нам: предлагают бесплатные услуги или услуги по сниженным ценам, делают совместные спецпроекты и благотворительные акции, приглашают нас в качестве экспертов, становятся инклюзивнее с нашей поддержкой.

Стать партнером инклюзивной организации – сделать свой вклад в решение важной социальной проблемы и повлиять на ситуацию в обществе.

Проекты с партнёрами, которые мы реализовали за последний год:

  • Цветочный магазин Las Flores провел благотворительную акцию в поддержку центра: каждый пожертвовавший "Йом-йом" получил в подарок цветы.
    Серия NTF-токенов «Особенный мир». В основу легли рисунки особых детей, посещающих наш центр. Creator серии – студент из ИТМО Даниил Зуев.
    Ко Дню защиты детей вместе с доставкой продуктов «Самокат» мы рассказываем о том, как говорить с ребёнком о благотворительности.
    Для издательства «НЭН» ответили на сложные вопросы про инвалидность и почему опыт инклюзии может стать важным и полезным в будущем?
  • Стали приглашенными экспертами в работе с клиникой «Все мы дети».
  • Записали подкаст «Люби свое дело». Обсудили с Натальей Соболевой, как жить со своими особенностями в мире особенностей других и чем отличается работа в некоммерческой организации от обычной.
    Вместе со студией бренднга DEZA и интернет-магазином GEN мы выпустили футболки и шопперы для сотрудников, волонтёров и друзей центра.
    Вместе с бюро Star Garage мы выпустили рамки для номеров в стилистике Йома и брелоки с нашими любимыми надписями.
Какие достижения и успешные истории работы семейного инклюзивного центра можно отметить за последние годы?

В 2022 году мы создали сеть поддержки для учителей и воспитателей по всей России. К проекту присоединился 31 регион, 70 организаций и более 300 педагогов. Мы еженедельно проводили онлайн-встречи с лекциями и разбором кейсов для педагогов, работающих с детьми с особенностями развития. В конце проекта преподаватели подключились к нашим онлайн-группам супервизии.

Мы помогли 18 школам и детсадам Санкт-Петербурга и более чем 500 педагогам и специалистам из разных городов. За десять лет работы нам удалось создать и успешно испытать модель инклюзивной дошкольной группы, инклюзивного сопровождения семьи и учреждения. Мы разработали практико-ориентированный курс лекций об организации инклюзивной среды для педагогов и родителей. Выпускниками нашего центра стали больше 200 детей – с особенностями развития и без них.

Дети – это движение, радость и жизнь. Дети с особенностями развития – это тоже движение, радость и жизнь. Особенные. Принятие этого семьями таких детей, другими детьми, обществом – цель семейных инклюзивных центров и каждого из нас. Пожелаем друг другу и инклюзивному центру «Йом-йом» побед над всеми проблемами, которые могут встретиться на пути к этой цели!

Лидия Осник

Вернуться к списку новостей